Irvuz

Что такое проект?

Содержание

Что такое проект в школе: алгоритм действий

Что такое проект?

Что такое проект в школе? Это метод, который включает в себя исследовательские, проблемные и творческие подходы. Он способствует всестороннему развитию ребёнка, учит самостоятельно работать с информацией, уметь правильно выбирать главное, отсеивать второстепенное, анализировать и делать выводы. Всё это очень важно знать и уметь применять в жизни.

Определение проекта в школе

Профессор Е.С. Полат под методом проектов рассматривает способ достижения познавательной цели через детальное изучение проблемы (технологию), которая в итоге будет иметь реальный, практический, соответствующе оформленный результат.

По его мнению, это также совокупность приёмов, действий проектантов в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, которая имеет особое значение для всех участников процесса и должна быть выражена в виде определённого продукта.

Американские педагоги В. Килпатрик и Ф. Паркер сформулировали своё определение: проект – это акт практической деятельности, в основу которого положен целевой интерес ребенка, последовательное решение учениками жизненных ситуаций и проблем.

Таким образом, работа над проектом – это практика личностно ориентированного обучения в процессе конкретной работы ученика, на основе его свободного выбора, с учетом его интересов.

История возникновения

Первые упоминания о методе проектов возникли в Америке в 90-х годах ХХ века. Всё началось с педагогических идей и исследований Джона Дьюи (1859-1952 гг.). Ученый впервые ввёл в педагогический процесс термин «метод проектов», дал его чёткое формулирование, обосновал содержание.

Школьные проекты появились в США

Дж. Дьюи выделил основные концептуальные особенности проекта:

  • проектант самостоятельно принимает решения в повседневных вопросах через практическую деятельность;
  • участник проекта развивает творческие способности благодаря коллективной деятельности;
  • каждый участник имеет личную заинтересованность в результате работы.

В 1905 году группой русских учёных под руководством С. Шацкого было проведено исследование активного внедрения в педагогический процесс проектных технологий. Немного позже, в конце 30-х годов, эту методику признали «непедагогичной».

В Советском Союзе проектная деятельность не бралась во внимание во время учебного процесса, но иногда использовалась во внеклассной работе, либо в виде ученических рефератов. Таким образом, метод проектов имеет довольно долгую историю и большое количество наработок как русских, так и иностранных учёных.

Виды школьных проектов 

Существует множество разнообразных классификаций проектов. Большинство учёных разделяют школьные проекты по форме проведения, по продолжительности, по дисциплинам, по основной деятельности.

По форме проведения:

  • групповой;
  • индивидуальный.

По продолжительности:

  • мини-проект (урок или часть урока);
  • краткосрочный (4-6 уроков);
  • недельный (30-40 часов);
  • долгосрочный (годичный).

По дисциплинам:

  • монопредметный (в пределах изучения одной дисциплины);
  • междисциплинарный (интеграция разных дисциплин, их логическое совмещение).

По основной деятельности:

  • исследовательские;
  • поисковые, творческие;
  • информационные;
  • ознакомительно-ориентировочные проекты.

Исследовательский проект наиболее приближён к научному исследованию. Его цель – найти наиболее правильное решение поставленной проблемы, обосновать её актуальность, чётко и лаконично обозначить цель, основные задания, предмет и объект исследования, выбрать наиболее подходящие методы исследования, варианты решения проблемы, доказать и оформить полученные результаты.

Исследовательские проекты можно проводить как во время уроков, так и во внеклассной работе. К ним относится проведение социологических исследований, актуальных и интересных для населения, нахождение наиболее эффективных вариантов решения экологических проблем своего города, изучение традиций своего народа.

Творческие проекты интересны тем, что проектанты имеют неограниченные возможности для его реализации. Дидактическая цель творческого проекта – научить детей неординарно подходить к решению поставленного задания, выполняя задачи. Конечным продуктом такого проекта могут стать проведение праздника, выпуск газеты, организация выставки, монтирование видеофильма.

Информационный проект характеризуется наибольшей степенью точности, логичности. Он направлен на изучение и анализ сведений об определенном объекте или явлении с целью обобщения и представления информации широкой аудитории. Результатом работы в этом виде деятельности будут научно-популярные статьи, схемы, алгоритмы, доклады, карты местности, сообщения, сценарные модели.

Ознакомительно-ориентировочные проекты сосредоточены на изучении социальных вопросов, интересующих собственно участников проекта. Продукт, полученный в результате деятельности, может быть использован в повседневной жизни класса, школы, города, страны.

Как видим, в основе классификаций проектов лежат совершенно разные принципы, что позволяет всесторонне изучить данный вопрос.

Этапы работы: от выбора темы до презентации

Работа над проектом состоит из трёх основных этапов:

I этап – подготовительный. На первом этапе участники выбирают тему, обосновывают её актуальность, формулируют проблему своего исследования. Нет проблемы – нет проекта.

II этап – основной. Непосредственная реализация проекта:

  • формирование групп, выбор тем исследований;
  • планирование работы, распределение обязанностей;
  • выбор основных источников информации, самостоятельная поисковая работа проектантов;
  • работа членов группы над реализацией проекта, выбор наиболее результативных способов презентации готового продукта. Определение основных критериев оценивания учеников.

III этап – заключительный. Защита проектов, рефлексия.

Условно работу над реализацией проекта можно назвать «5 П»:

  1. Проблема.
  2. Планирование.
  3. Поиск.
  4. Презентация.
  5. Продукт.

Таким образом, работа над проектом должна быть чётко структурирована, логично продумана и поэтапно реализована.

Что такое индивидуальный проект

По форме проведения проекты бывают индивидуальные и групповые. Вид каждого зависит от количества его участников.

Особенность индивидуального проекта заключается в том, что работа полностью выполняется одним участником в соответствии с его знаниями, желаниями, потребностями, творческим видением. Ученик свободен в выборе основных принципов и методов решения поставленной проблемы.

Ребёнок использует индивидуальные тип и стиль работы, активно формируются навыки самообучения, способности к самостоятельной
исследовательской работе, а также ответственность, поскольку выполнения проекта зависит исключительно от одного ученика.

Ученик приобретает опыт выполнения всех этапов проекта – от рождения замысла до конечной рефлексии. Знания, полученные в этих условиях, отличаются большей обоснованностью, их положение лучше аргументированы.

Принципиальное отличие индивидуального образовательного проекта – это свобода. Проектанту предоставляется возможность самостоятельно
заниматься проблемой, которая заинтересовала его, поэтому он пытается справиться с трудностями, возникающими в процессе работы над проектом.

Важным является тот факт, что из индивидуальных проектов начинается знакомство с методом проектов в классе: на одном из уроков в начале года ученикам необходимо рассказать о методе проектов, о том, что такое проект, какие существуют виды проектов, каким образом возможно представить результат работы над проектом, и предоставить возможность сделать творческий проект.

Групповые проекты

Групповые проекты также имеют свои преимущества. Во время выполнения таких проектов формируются умение достигать общей цели, понимать партнера, осознавать свою роль в группе, решать противоречия внутри мини-коллектива, договариваться с другими и отстаивать собственное мнение.

Группы самостоятельно определяют, над какой темой они будут работать. Каждая творческая группа получает карточки, где представлена необходимая информация, определенная проблема и основные вопросы к теме.

Члены группы самостоятельно распределяют задачи, определяют, что будет конечным продуктом проекта. Складывается график консультаций с учителем, который выполняет координирующую роль, направляет работу группы.

Создается ситуация успеха, что способствует формированию желания работать дальше. Таким образом, именно групповые проекты учат детей работать единой сплочённой командой, поддерживать друг друга и во всём помогать.

Как правильно оформить проект

Проектная деятельность сопровождается оформлением документации, которая является обязательной составляющей. Она условно называется «Паспорт проекта». Основные составляющие Паспорта проекта:

1. Название проекта
2. Вид проекта
  • по форме;
  • по продолжительности;
  • по дисциплине;
  • по основной деятельности.
3. Команда проекта Куратор, члены команды.
4. Описание проекта, проблема Проблемный вопрос. Актуальность выбранной темы исследования.
5. Идеальный образ Краткое описание того, что в идеале должно получиться.
6. Цель данного проекта
7. Задания
  • рассказать о…
  • выделить…
  • доказать, что…
8. Ожидаемые результаты Отчётная документация:

  1. Ключевой вопрос (проблема).
  2. Тематические вопросы.
  3. Теоретический материал по теме.
9. Планирование работы Направления деятельности: 1, 2, 3
10. Контролирование, промежуточные отчёты. Индивидуальные беседы, промежуточные отчёты в виде домашних заданий, письменные проверочные работы.
11. Презентация готового продукта. Мультимедийная презентация результатов, научное выступление, видеоролик.

Источник: https://vyuchit.work/samorazvitie/sekretyi/chto-takoe-proekt-v-shkole.html

Урок 59Проект и основные этапы его разработки

Что такое проект?

| Информатика и информационно-коммуникационные технологии | Планирование уроков и материалы к урокам | 10 классы | Планирование уроков на учебный год | Проект и основные этапы его разработки

Изучив эту тему, вы узнаете: — что такое проект; — какие типы проектов существуют; — основные этапы разработки проекта и их назначение; — что такое структурная декомпозиция — и как она используется при работе над проектом.

Что такое проект?

Использование слова «проект» наряду с такими словами и словосочетаниями, как «алгоритм», «система», «информационные технологии» и т. п., стало приметой современной жизни. Это слово постоянно звучит по радио и в телевизионном эфире, не сходит со страниц газет и журналов.

Например, вы могли слышать слово «проект» в таком контексте: ♦ проект строительства скоростной магистрали Москва — Санкт-Петербург; ♦ проект социальной поддержки малоимущих граждан; ♦ президентский проект реорганизации вертикали власти; ♦ телевизионный проект («Последний герой», «Народный артист»);

♦ проект бюджета.

Из перечисленных примеров можно сделать вывод, что существуют различные типы проектов. Определение типа зависит от основания, по которому производится классификация проектов. Таким основанием может быть сфера деятельности людей, продолжительность проекта, сложность, масштаб (значимость и количество занятых трудовых ресурсов) и т. д.

По сфере деятельности проекты подразделяются на организационные, технические, социальные, экономические и т. п. (рис. 6.1). Чаще всего проект представляет собой смешанный тип.

Например, проект строительства магистрали является не только техническим, но и экономическим, так как решает проблемы экономического развития целых регионов.

Телевизионный проект может быть социальным по содержанию и одновременно экономическим, так как решает экономические задачи канала.

Рис. 6.1. Типы проектов по сферам деятельности

По продолжительности периода реализации проекты могут быть краткосрочными — до одного года, среднесрочными — от одного года до двух лет, и долгосрочными — более двух лет (рис. 6.2). Например, международный проект исследования Марса — долгосрочный, он продлится десятилетия, а проект «Фабрика звезд» краткосрочен, так как рассчитан всего на три месяца.

Рис. 6.2. Типы проектов по продолжительности

По сложности и масштабу различают простые, средние и сложные проекты (рис. 6.3). Например, сложность и масштаб учебно-образовательного проекта, который разрабатывается школьниками, даже международный, подобный проекту «Европа в школе», несоизмерим с масштабом международного проекта исследования Марса. 

Рис. 6.3. Типы проектов по сложности и масштабу

Что же означает слово «проект»?

В самом общем смысле проект — это некая новая идея, которая в результате определенной деятельности воплощается в жизнь в виде реального продукта (объекта), материального или интеллектуального.

В качестве продукта могут выступать разного рода услуги, например услуги по оформлению и дизайну помещений, информационно-аналитические услуги, образовательные услуги.

Для того чтобы появился какой-либо продукт, необходимо выполнить определенные действия, а также обеспечить весь процесс его создания необходимыми ресурсами: денежными, материальными, трудовыми.

Важно отметить, что для успешного выполнения проекта необходима четкая цель.

Проект — это целенаправленное, ограниченное по времени и ресурсам мероприятие, ориентированное на создание уникального продукта или услуги.

Системный подход к проектной деятельности позволяет: ♦ ставить цели и обеспечивать их выполнение; ♦ принимать правильные решения для эффективного управления любым процессом; ♦ правильно организовывать деятельность; ♦ прогнозировать результаты работы. 

Замысел проекта

Первым этапом на пути создания нового продукта всегда является зарождение и осмысление некоторой идеи. От того, насколько тщательно продумана идея проекта, будет зависеть успех ее воплощения в жизнь.

Замысел проекта может возникнуть как у одного человека, так и у группы людей, деятельность которых протекает в определенной социальной среде.

Проект, как и его идея, тоже возникает и существует в соответствующей среде, в определенном окружении.

При разработке проекта надо учитывать особенности конкретной социальной среды: политику, экономику, законы, экологию и другие факторы, оказывающие на него влияние.

Поэтому, принимая решение о начале проекта, необходимо понять, возможна ли реализация замысла в данной конкретной среде. Если ответ на этот вопрос будет положительным, то можно приступать к разработке проекта. На этом пути существует два важных этапа: ♦ планирование деятельности; ♦ контроль и анализ результатов.

Планирование

Любую работу, какой бы сложной она ни казалась, можно завершить успешно и в срок, если предварительно разработать план ее выполнения. Это утверждение справедливо и для проекта, который является совокупностью работ различной сложности. На этом этапе нужно хорошо продумать, какие работы будут выполняться и какие для этого необходимо ресурсы: трудовые, финансовые, материальные. 

При планировании деятельности по проекту необходимо продумать его структуру: из каких элементов он состоит и как они связаны между собой.

Структура проекта — это совокупность составляющих его информационных объектов, связанных между собой определенными отношениями.

Таким образом, структура есть не что иное, как информационная модель, так как она отображает специально отобранную и сгруппированную информацию. Отбор и представление информации производится в соответствии с поставленной целью. Рассматривая проект с разных точек зрения, можно получить разные информационные модели (структуры).

Рассмотрим некоторые цели, которые должны отображать соответствующие структуры.

1. В результате выполнения проекта должна быть достигнута его главная цель — создание нового продукта, например новой модели компьютера.

Для того чтобы эта цель воплотилась в жизнь, надо понимать, какие промежуточные цели должны быть достигнуты.

Соответствующая структура проекта должна отображать все выявленные промежуточные цели, их отношения друг с другом и с главной целью. Значит, целью создания такой информационной модели является отображение структуры целей проекта.

2. В результате выполнения проекта должен быть создан продукт (материальный, информационный, интеллектуальный) или услуга, например новая модель компьютера, новая технология, отремонтированная школа и т. д. Для того чтобы правильно организовать деятельность людей, участвующих в проекте, надо понимать, из каких частей (объектов) состоит этот продукт.

С этой точки зрения структура проекта должна отображать информацию о составляющих элементах этого продукта, с той степенью детализации, которая требуется для успешного завершения проекта. Например, надо хорошо представлять, из каких блоков состоит компьютер, что входит в состав новой технологии, что подлежит ремонту в школе и т. д.

Следовательно, целью построения такой информационной модели является отображение структуры продукта.

Важно отметить, что структуры проекта — это различные информационные модели проекта. Структур может быть множество, и зависит это от того, какие точки зрения на проект (цель) вы хотите этими структурами отобразить.

Для более наглядного представления структуры проекта во многих случаях используют графическое изображение. Большинство структур могут быть представлены в виде иерархической схемы, или дерева (рис. 6.4).

Степень детализации структуры зависит от заданной точности проработки проекта.

Создание иерархических структур проекта производится сверху вниз. Сначала определяется главный объект той или иной структуры, а затем начинается процесс выявления составляющих его объектов.

Такой способ разбиения главного объекта на составляющие называют структурной декомпозицией (от отрицания de и лат. copposition — составление).

Так поступают при разработке большинства структур проекта: для выявления промежуточных целей и состава продукта, определения содержания работ проекта, организации контроля за выполнением проекта.

Рис. 6.4. Общий вид иерархической структуры

Конечной целью разработки информационных моделей в виде структур является стремление получить ответы на вопросы, необходимые для успешной реализации проекта: ♦ Зачем? — определяется цель проекта; ♦ Что? — определяется объект, продукт или услуга, создаваемые в проекте; ♦ Кто? — определяются участники проекта и степень их ответственности; ♦ Каким образом и когда? — определяется состав и продолжительность работ по проекту;

♦ Как проконтролировать? — определяются способы оценки степени выполнения работ.

Следует понимать, что создание структур проекта — итерационный процесс (от лат. iteratio — повторение). Сначала разрабатываются приближенные структуры. Затем по мере уточнения целей и задач проекта эти структуры постепенно корректируются.

Даже если решение о начале выполнения проекта уже принято, допустима текущая корректировка любой структуры в зависимости от сложившейся ситуации.

Таким образом, структурные схемы могут многократно изменяться и совершенствоваться по ходу выполнения проекта.

Далее вы познакомитесь с несколькими основными структурами проекта.

Контроль и анализ

Основной целью этапа контроля и анализа деятельности по проекту является обеспечение выполнения плана.

Контроль выполнения проекта состоит в том, что на выделенных этапах определяются результаты, которые затем сравниваются с планом. Если в результате сравнения выявлены расхождения, то намечаются меры по их ликвидации. В качестве таких мер может быть предложено, например, привлечение дополнительных ресурсов или изменение сроков окончания некоторых работ.

Контроль проекта должен производиться периодически. Важно вовремя принять решение об устранении возникших расхождений между фактическими и плановыми показателями. Кроме того, при периодическом контроле можно более точно прогнозировать реальные сроки выполнения проекта.

Результаты проведенного контроля и анализа должны быть доведены до сведения лиц, ответственных за проект.

Задания

1. Приведите несколько словосочетаний из современной жизни, содержащих слово «проект».

2. Приведите примеры проектов следующих типов: технического, социального, экологического, образовательного, экономического.

3. Приведите примеры простых и сложных проектов.

4. Приведите примеры краткосрочных и долгосрочных проектов.

5. Приведите примеры разных замыслов, которые могли бы воплотиться в проект.

Контрольные вопросы

1. Что такое проект?

2. Что является главным в любом проекте?

3. Какие основания для классификации проектов вам известны?

4. Какие типы проектов вы знаете?

5. К какому типу можно отнести проект превращения Санкт-Петербурга в туристический центр Северо-Запада?

6. К какому типу (по сфере деятельности человека) можно отнести проект строительства моста через реку, связывающего два района?

7. К какому типу можно отнести проект повышения жизненного уровня россиян?

8. К какому типу можно отнести проект изучения экологического состояния малых рек вашего региона?

9. Назовите основные этапы разработки проекта.

10. В чем смысл этапа планирования проекта?

11. Что такое структура проекта и для чего она используется?

12. Что означает слово «декомпозиция»?

13. Почему каждая структура проекта является его информационной моделью?

14. В чем суть этапа контроля и анализа?

Источник: https://xn----7sbbfb7a7aej.xn--p1ai/informatika_10/informatika_materialy_zanytii_10_59.html

Значение слова ПРОЕКТ. Что такое ПРОЕКТ?

Что такое проект?

  • ПРОЕ́КТ, -а, м.1. Разработанный план сооружения, постройки, изготовления или реконструкции чего-л. Проект гидротурбины. Проект жилого дома.В Севастопольской бухте стояло боевое судно особой конструкции, построенное по проекту адмирала Попова. Новиков-Прибой, Цусима.2. Предварительный, предположительный текст какого-л. документа. Проект закона. Проект договора. Проект резолюции.3. План, замысел. У Марьи Алексевны было в мыслях несколько проектов о том, как поступить с Лопуховым. Чернышевский, Что делать? Однажды, выслушав в сто первый раз мой проект реорганизации жизни, он рассердился на меня. М. Горький, Коновалов.[От лат. projectus — брошенный вперед]

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • ПРОЕ'КТ, а, м. [латин. projectus — брошенный вперед]. 1. Разработанный план постройки, сооружения чего-н. П. Дворца Советов. П. Волго-Донского канала. Архитектурный и технический п. нового завода. П. машины.2. Предварительный, предположительный текст какого-н. акта, документа и т. п. Специальной Конституционной комиссией под председательством тов. Сталина был выработан п. новой Конституции СССР. История ВКП(б). П. соглашения. П. циркулярного обращения. П. договора. П. закона. П. устава. П. письма.3. План, замысел. П. поездки. Предложить необычайный п. Носится со своими проектами.Метод проектов (педаг.) — осужденный постановлением ЦК ВКП(б), как разрушающий школу, метод обучения без систематических классных занятий.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Источник: Викисловарь

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: назойливый — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Ассоциации к слову «проект»

  • работа
  • план
  • чертёж
  • задание
  • проектировать
  • (ещё…)

Предложения со словом «проект»:

  • Время благоприятно для того, чтобы начать своё дело или новый масштабный проект, сколотить стартовый капитал.
  • Суммарные капитальные затраты на период реализации проекта были запланированы в размере 4, 3 млрд.
  • Как раз к президентским выборам эти двое разработали проект нового закона.
  • (все предложения)

Цитаты со словом «проект»:

  • В любом проекте важнейшим фактором является вера в успех. Без веры успех невозможен. Уильям Джеймс (1842–1910) — американский философ
  • Проекты, предлагающие программирование на естественном языке, гибельны по своей сути. Эдсгер Вибе Дейкстра (1930–2002) — голландский учёный
  • «По мнению главного исполнительного директора фирмы Johnson & Johnson Ральфа Ларсена, источник наиболее эффектных провалов технологических проектов кроется, как правило, в том, что руководители бизнеса самоустраняются от участия в крупных проектах — ведь это такая тяжёлая работа! — перекладывая всю ответственность на подразделения ИТ или на внешних подрядчиков. Опыт успешных проектов показывает, что все они осуществляюся под руководством специалистов по основной деятельности, а не по информационным технологиям.» Билл Гейтс (род. в 1955) — американский предприниматель
  • (все цитаты)

Понятия со словом «проект»

  • Проект (в управленческой деятельности) (англ. project от лат. projectus — брошенный вперёд, выступающий, выдающийся вперёд) — временно́е предприятие, направленное на создание уникального продукта, услуги или результата (PMBOK):3.
  • Инвестиционный проект — экономический или социальный проект, основывающийся на инвестициях; обоснование экономической целесообразности, объёма и сроков осуществления прямых инвестиций в определённый объект, включающее проектно-сметную документацию, разработанную в соответствии с действующими стандартами.
  • Инновацио́нный прое́кт — проект, содержащий технико-экономическое, правовое и организационное обоснование конечной инновационной деятельности.
  • Бюджет проекта – представляет собой план затрат, необходимых для его исполнения, в стоимостном выражении.
  • Управление проектами — область деятельности, в ходе которой определяются и достигаются чёткие цели проекта при балансировании между объёмом работ, ресурсами (такими как деньги, труд, материалы, энергия, пространство и другими), временем, качеством и рисками (PMBoK) .
  • (все понятия)

Дополнительно:

Источник: https://kartaslov.ru/%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0/%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82

Что такое проект. Определение проекта, его признаки и характеристики

Что такое проект?

Проектный подход к достижению поставленных целей даёт возможность:

1) Объединять значимые для компании цели, достижение которых возможно в обозримом будущем.

2) Эффективнее планировать выделение средств.

3) Согласовывать действия руководителей и исполнителей.

Что такое проект? Определение понятия

Слово «проект» (projectus) переводится с латыни как «выдающийся, выдвигающийся вперёд, выпирающий». А если воспроизвести это слово на оксфордском лексиконе, то получится: «хорошо спланированное начало бизнеса, лично созданная компания или совместный труд, необходимый для достижения конкретных целей». Если подойти к ответу на этот вопрос более детально, тогда проект – это:

  • кампания (или список последовательных действий), через которую будут решены некоторые проблемные вопросы или осуществлена блестящая идея;
  • одно или несколько разовых заданий, без которых будет затруднена реализация проекта, определение и достижение основных целей;
  • временное поручение, которое необходимо выполнить в установленные сроки с задействованием определённого количества ресурсов;
  • дело, завершение которого равнозначно получению желаемого результата;
  • ограниченная временем и ресурсами совокупность усилий или проведение мероприятий, необходимых для приближения к цели (все работы осуществляет специальная созданная для таких задач организация);
  • список мероприятий, обусловленных временем, реализация которых приведёт к достижению единственно правильного результата; как правило, подобные мероприятия направлены на качественные перемены или разработку нового продукта (услуги);
  • популяризация и структуризация нескольких идей и определение целей проектов, являющихся частью главного проекта, совместное выполнение всевозможных планов действия (мероприятий);
  • проектирование последовательных операций, реализация которых позволит достичь неких результатов в перспективе;
  • детальное изложение действий, запланированных в конкретный период и в конкретных условиях, цель которых — изменение ситуации в будущем;
  • мероприятие, требующее составления детального плана и предусматривающее проведение ряда операций, направленных на кардинальное изменение существующей ситуации;
  • мечта, течение, механизм, посредством которого можно реализоваться в будущем, с последующим использованием пречисленных здесь понятий для самореализации;
  • исследование интересующего предмета в настоящем ради составления плана действий на будущее.

По разновидности проекты могут быть личными (например, разработка персонального сайта) или развивающими, заставляющими социум измениться (иногда — до неузнаваемости).

Проект, определение которого не имеет аналогов, называют новшеством или новинкой. А если в ближайшем будущем не возникнет необходимости повторять выполнение каких-либо пунктов проекта (или не нужно будет решать никогда), его называют одноразовым.

Если конечный результат должен быть получен к заранее оговоренному сроку, значит, отличительная черта данного проекта – лимит времени. А когда для претворения проекта в жизнь необходимо участие специалистов из разных сфер, определение проекта может «уместиться» в одном слове – интердисциплинарность.

Риски

Риски и сложности в разработке и управлении проектом возникают, главным образом, в том случае, если подобные задачи ранее не решались.

Рискованность проекта напрямую зависит от его масштабов и экипировки исполнителей (наличия необходимой техники, материалов и инструментов).

Множество рисков, например, несёт инвестиционный проект, определение источников которого невозможно без получения необходимых знаний.

Внутреннее финансирование или самофинансирование осуществляется за счёт предприятия — основателя проекта и предусматривает расходование личных средств акционеров.

Также не исключена возможность использования чистой прибыли предприятия, а также демпферных отчислений, причём формирование капитала носит строго целевой характер.

Этот вид финансирования возможен только в том случае, если проект небольшой.

Определение проекта, финансируемого извне:

1) Наружное финансирование может осуществляться за счёт государства, финансовых и нефинансовых предприятий, населения, зарубежных инвесторов и дополнительных средств, находящихся в распоряжении учредителей.

2) Акционирования и паевых взносов.

3) Инвестиционных банковских кредитов и облигационных займов.

Ограничивающие факторы

Любой проект состоит из трёх ограничивающих факторов:

  • Сроки выполнения. Чтобы правильно рассчитать продолжительность проекта, технические задачи разбивают на конструктивные блоки, затем оценивают «подъёмность» объёма работ и полученные результаты сверяют с опытом успешных разработчиков.
  • Ресурсы. Например, человеческий ресурс: управление сотрудниками, определение работ проекта с использованием их талантов и способностей.
  • Результат. Составляющими этого пункта являются: финансовая состоятельность, умелый маркетинг, экономическая эффективность, профессионализм руководителя проекта и исполнителей.

Проектные программы

Рассматривая работу какой-либо организации, почти всегда можно отметить два ключевых варианта её деятельности, существующих единовременно:

  • так называемая «текучка» и периодически повторяющиеся операции или сделки;

Главные различия между этими двумя видами деятельности — цикличность повторяющихся процессов и подчинённость конкретному графику действий, ориентированных на достижение уникального результата.

К примеру, на производстве, выпускающем автомобили, работа цеховых конвейеров, бухгалтерские расчёты и обработка корреспонденции относятся к повторяющимся операциям. Повторяющиеся сделки характеризуются довольно значительной степенью определённости и требуют системного подхода, цель которого — повысить производственную эффективность уже существующих средств и оборудования.

Определение проекта, ориентированного на реализацию каких либо внутренних или внешних перемен, заключается, например, в создании новейших модификаций, переналадке конвейеров или во внедрении новых автоматических систем. Наружных изменений могут касаться маркетинговые кампании, расширение поля деятельности организации, изменение рыночных отношений. Можно, в частности, отметить следующие варианты:

  • проекты координационного становления (реорганизация предприятия, внедрение новшеств и так далее);
  • проекты становления бизнеса (исследовательские разработки, производство новейших продуктов, формирование прогрессивных течений, выход на неизвестные ранее рынки);
  • проекты формирования (сопровождения) инфраструктуры (плановая починка, замена оснащения и так далее);
  • коммерческие планы, осуществляемые в рамках договора (изготовление и доставка оригинальной либо непрезентабельной продукции, застройки, оказание оригинальных услуг).

Этот перечень можно продолжить, если дополнить его примерами из разных индустриальных сфер, имеющих существенные отличия по масштабности работ, срокам выполнения, количеству работников и значимости результатов.

Нацеленность на получение результата

Цель любого проекта — получение конкретного результата, то есть, достижение цели. Конкретная цель — вот движущая сила проекта.

Определение проекта подразумевает выполнение взаимозависимых задач. Проекты, ориентированные на достижение цели, наделены глубоким внутренним смыслом, необходимым для их реализации. Первоочередная черта управления проектами — точность в определении и формулировке целей, начиная с верхнего уровня и заканчивая детализированной формулировкой менее значимых целей.

Помимо этого, проект можно расценивать как пошаговое достижение предельно ясно сформулированных простых задач, а его продвижение — как достижение более значительных задач. Проект считают завершённым только после того, как достигнута конечная цель.

Что такое портфель проектов

Портфель (Portfolio) — сборник проектов (программ), объединённых с одной целью: сделать управление более комфортным и успешным. Собранные в портфеле проекты могут быть не взаимосвязанными, не объединяться общей целью и существовать независимо друг от друга.

Источник: https://FB.ru/article/275324/chto-takoe-proekt-opredelenie-proekta-ego-priznaki-i-harakteristiki

Как сделать проект?

Что такое проект?

Создание проекта помогает решить важную задачу, сосредоточившись только на ней, не отвлекаясь на другие дела.

По данным исследований, почти половина всей целенаправленной деятельности человека осуществляется путем реализации отдельных инициатив. На этот вид деятельности тратится до четверти мирового бюджета.

Открытие проекта – веяние времени, нужно только знать, как создать замысел и как сделать это правильно.

Проект это некая осознанная деятельность (совокупность согласованных действий) человека, направленная на то, чтобы создавать уникальный продукт, и носящая разовый, не повторяющийся характер. Понятие проект предполагает достижение конкретной цели за определенное время в условиях ограниченности основных ресурсов (временных, финансовых, трудовых, материальных).

Существует несколько различных трактовок понятия «проект», пример этого можно увидеть в различных международных стандартах, в т.ч. и в российском ГОСТе. Однако практически всегда его основными приметами выступают такие факторы:

  • начало проекта имеет четкую дату;
  • окончание фиксируется по дате или готовому конечному результату;
  • наличие четко сформулированной цели;
  • уникальность готового продукта;
  • ограничение в основных ресурсах;
  • одноразовость.

Примеры замыслов: разработка и выпуск на предприятии принципиально нового вида продукции, открытие своего бизнеса, строительство дома или социального объекта, разработка идеи нового журнала или программного обеспечения, исследование рынка. Все они могут в зависимости от своих масштабов и направленности делиться на:

  • малые (с единым координатором всех процессов, ограниченным количеством взаимозаменяемых участников, проходящих весь путь от планирования до закрытия, простым графиком работ) и крупные (со сложной структурой и большими объемами работ);
  • краткосрочные (длительностью до 2 лет, с минимальным количеством подрядчиков и отчетности, а также корректировок), среднесрочные (до 5 лет) и долгосрочные (свыше 5 лет).

Отдельно можно остановиться на так называемых мегапроектах, представляющих собой целевые программы развития целых отраслей и направлений экономики.

Они включают в себя большое количество менее масштабных программ, которые дополняют друг друга и направлены на решение какой-либо глобальной задачи.

Чтобы реализовать их и наладить огромное количество взаимодействий между сотнями участников, отвечающими за отдельные процессы и виды работ, привлекают самых профессиональных топ-менеджеров.

Такие замыслы могут быть отраслевыми, региональными, а также межрегиональными, межотраслевыми, общенациональными или международными. Они, как правило, долгосрочные и оперируют капиталами в десятки и сотни миллионов долларов. Чтобы избежать дорогостоящих ошибок только разработка их концепций выделяется в отдельную фазу замысла.

Классификация реализуемых инициатив

Классификация проектов может проводиться в зависимости от таких оснований:

  • направленность начинания, его состав и структура;
  • сфера деятельности, к которой проводится подготовка проекта;
  • масштаб идеи и степень ее влияния на внешнюю среду, количество участников;
  • продолжительность его внедрения;
  • степень сложности с точки зрения технологической, организационной, финансовой.

Можно сказать, что классификация проектов в определенной степени условна, поскольку каждый замысел уникален. Однако именно классификация типов проектов помогает найти в них сходные черты, способные дать понимание общих закономерностей развития тех или иных направлений. Выделяют такие наиболее распространенные типы проектов:

  • организационные;
  • экономические;
  • социальные;
  • технические;
  • смешанные.

Чтобы понять различия между ними, стоит детальнее рассмотреть типы и виды проектов.

Организационные. Они направлены на реформирование уже существующей структуры или создание новой, а также на проведение отдельных мероприятий. Характеризуются такими чертами:

  • сроки начала и окончания, а также общая продолжительность задаются точно;
  • цель формулируется четко, но обычно плохо поддается измерению, поскольку направлена на организационные изменения;
  • ресурсы выделяются по мере их наличия;
  • расходы на подобные начинания часто пересматриваются и корректируются с точки зрения их экономической эффективности.

Примеры проектов такого типа – модернизация системы управления заводом или бюджетной организацией, организация и проведение конференции, концерта, спортивных соревнований.

Экономические. Имеют целью приватизацию, санацию или реструктуризацию предприятия, модернизацию общих правил игры в сфере экономики (налогового или таможенного законодательства). Их признаки:

  • поставленные задачи нередко корректируются в процессе работы;
  • сроки невозможно установить точно, поскольку они зависят от многих внешних факторов и могут изменяться независимо от команды, внедряющей замысел;
  • расходы рассчитываются ориентировочно, однако контролируются жестко.

Социальные. Их смысл – решение социальных вопросов, улучшение качества жизни тех или иных групп населения, поэтому они касаются большого количества людей. Направленность социальных инициатив может быть самой разной, однако есть черты, характерные для всех начинаний такого рода:

  • сроки и общая длительность носят вероятностный характер, поскольку четко просчитать их невозможно, это самые неопределенные инициативы;
  • изначально цели могут носить общий и довольно расплывчатый вид, однако в процессе проведения работ и достижения определенных вех они уточняются и конкретизируются;
  • зачастую нелегко дать количественную и качественную оценку происходящим изменениям, поэтому применяются другие методы определения эффективности;
  • финансирование таких инициатив производится при наличии свободных ресурсов.

Технические. Направлены на разработку и выпуск на рынок нового вида продукции. Образцами таких замыслов можно назвать работу автомобильных заводов и их конструкторских бюро относительно регулярного обновления модельного ряда производимых транспортных средств. Отличительные особенности технических инициатив:

  • желаемая цель формулируется точно и в процессе работы корректируется незначительно;
  • сроки устанавливаются достаточно четко, значительные сдвиги не допускаются, поскольку они привязаны к рыночной конъюнктуре;
  • все затраты четко планируются в соответствии с существующими стандартами и нормами;
  • ограничение возможностей внедрения замысла могут быть ограничены мощностью производства или внешними факторами, например, влиянием на окружающую природную среду.

Часто в деловых или научных изданиях встречается несколько иная классификация проектов, построенная на тех же принципах, что и вышеприведенная. Замыслы в ней подразделяются так:

  • социально-экономические, которые предусматривают создание инфраструктуры для улучшения качества жизни населения и проведение массовых мероприятий разной направленности;
  • бизнес инициативы, предполагающие создание и внедрение новых технологий и продуктов на рынок;
  • клиентские, направленные на удовлетворение потребностей внешнего заказчика определенной компанией.

Все многообразие нестандартных идей можно рассматривать в рамках этих классификаций, что позволяет провести качественный анализ проекта и понять его перспективность.

Структурирование замысла

Для того чтобы претворить в жизнь замысел, следует определить его организационную структуру.

Структура проекта – это его иерархическая декомпозиция на взаимосвязанные части для качественного планирования и контроля над исполнением процессов.

Она призвана обозначить тот конечный продукт, который является итогом всего замысла, разбить весь процесс на более мелкие элементы и связать их между собой.

Чем правильнее составлена структура проекта, тем более он управляем. Основными задачами структуризации являются:

  • разбивка замысла на отдельные управляемые блоки;
  • делегирование ответственности за каждый блок между персоналом в соответствии со структурой и ресурсными возможностями;
  • максимально точный расчет материальных, временных, финансовых затрат;
  • разработка механизмов планирования, контроля и отчетности;
  • привязка бухгалтерского учета к выполненным работам;
  • ставятся конкретные цели перед каждым подразделением.

С организационной точки зрения структура проекта имеет три основных вида:

  • Функциональная. Руководство лежит на линейном руководителе, которому подчиняются руководители профильных подразделений. При применении такой модели есть необходимость введения одного или нескольких координаторов, роль которых – связать между собой разные функциональные подразделения.
  • Матричная. Для реализации отдельной инициативы создаются временные группы из числа штатных сотрудников с ответственными лицами, которые ведут задумку от фазы проектирования до самого окончания. Руководители взаимодействуют с членами своей группы по горизонтали, формального подчинения нет. Это при наложении на традиционные иерархические связи создает матрицу взаимодействия. Примеры проектов матричного типа свидетельствуют о том, что сила такой структуры во многом зависит от того, в какие условия поставлен руководитель начинания. Он может заниматься этим делом в свободное от основных обязанностей время, быть временно освобожден от них или же возглавлять специально созданную группу специалистов.
  • Проектная. За каждую инициативу отвечает менеджер, управляющий специально подобранным персоналом. Пример проекта с такой моделью управления предполагает значительный масштаб, длительность, высокую сложность задумки, применение новых технологий и изменяющиеся условия реализации.

Структурирование заданий может происходить как сверху вниз (от общего к частному), так и в обратном порядке. За образец могут браться такие методики, как дерево решений, целей или работ, сетевая модель, матрица ответственности, структура стоимости, затрат или ресурсов.

Внедрение методик работы по отдельным уникальным инициативам позволяет открывать новые горизонты, мотивировать работников, менять устоявшиеся подходы к управлению делами, использовать инновационные методы и рационально подходить к расходованию ресурсов. Этот подход дает возможность гибко и быстро реагировать на потребности рынка и удовлетворять возникающий спрос. На сегодняшний день этот метод управления преобладает за рубежом и активно продвигается в России.

Отзывы, комментарии и обсуждения

Источник: https://finswin.com/projects/osnovnye/vidy-proektov.html

ovdmitjb

Add comment