Irvuz

Что такое горе? Стадии горя

Стадии ПЕРЕЖИВАНИЯ ГОРЯ: не всё так просто

Что такое горе? Стадии горя

Много где в интернете написано, что, столкнувшись с горем (потерей или, например, информацией о неизлечимой болезни), человек последовательно проживает пять стадий. Автор этих пяти стадий — Элизабет Кюблер-Росс — выдвинула их в 1969 году на основании своего богатого опыта работы с умирающими людьми

 

Много где в интернете написано, что, столкнувшись с горем (потерей или, например, информацией о неизлечимой болезни), человек последовательно проживает пять стадий:

1. Отрицание (это ошибка, этого не случилось, на самом деле всё не так)

2. Злость (это всё из-за вас, это вы виноваты, пока вы тут радуетесь, у меня горе).

3. Торг (если я сделаю что-то, то ситуация улучшится, надо только захотеть и правильно «договориться»).

4. Депрессия (всё ужасно, всё плохо, ситуация безвыходная).

5. Принятие (я ничего не могу исправить и понимаю, что это так, не испытываю бессилия и ужаса от этого)

Автор этих пяти стадий — Элизабет Кюблер-Росс — выдвинула их в 1969 году на основании своего богатого опыта работы с умирающими людьми.

И многим показалось, что это так и есть. Действительно, ведь часто бывает так, что человек, столкнувшийся, скажем, с новость «У вас неизлечимая болезнь», первым делом не верит в это. Он говорит, мол, доктор, это ошибка, проверьте ещё раз.

Он идёт к другим докторам, проходит одно обследование за другим, в надежде услышать, что предыдущие лекари ошибались.

Потом человек начинает злиться на врачей, потом ищет способы исцелиться («я понял, я жил неправильно и потому заболел»), затем, когда ничего не помогает, человек ложится и днями смотрит в потолок, а потом депрессия проходит, человек смиряется со своим состоянием и начинает жить в текущей ситуации.

Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

Вроде бы, Кюблер-Росс описала всё правильно. Вот только за этим описание стоял личный опыт, и ничего более. А личный опыт — очень плохой помощник в исследованиях.

Во-первых, есть эффект Розенталя, который в данном конкретном случае сливается с эффектом самосбывающегося пророчества. Проще говоря, исследователь получает то, что хочет получить.

Во-вторых, есть немало других когнитивных искажений, которые не позволяют сделать объективный вывод относительно чего-либо только на основании своего личного вывода, основанного на опыте. Для того учётные выполняют много сложных и как будто избыточных операций в своих исследованиях.

Кюблер-Росс таких операций не сделала, эффект Розенталя не убрала и в результате получила схему, которая относится к реальности только частично.

Действительно, бывает так, что человек проходит именно эти пять стадий, и именно в такой последовательности. А бывает, что ровно в обратной. А бывает, что проходит только некоторые из этих стадий и вообще в хаотической последовательности.

Так, например, оказалось, что не все люди отрицают потерю. Скажем, из 233 жителей Коннектикута, переживших потерю супруга или супруги, большинство с самого начала испытывали не отрицание, а сразу смирение. И никаких других стадий не было вообще (по крайней мере, в течение двух лет после утраты).

Кстати, исследование по Коннектикуту должно навести нас ещё на одну интересную мысль — а можно ли вообще говорить о стадиальности переживания горя, если люди с самого начала испытывали смирение, без других стадий Кюблер-Росс? Может быть, есть не стадии, а просто формы переживаний, которые между собой вообще никак не связаны? Вопрос…

В другом исследовании было показано, что, во-первых, есть люди, которые никогда не смиряются с потерей. И, во-вторых, что «уровень смирения» зависит, в том числе, от вопросов исследователя (привет эффекту Розенталя).

Исследование проводилось среди людей, потерявших близких в автокатастрофе (через 4-7 лет после аварии). Так вот, в зависимости от вопросов исследователей от 30 до 85 процентов респондентов говорили, что до сих пор не смирились с потерей.

В общем, переживание потери и/или горя очень контекстуально и зависит от огромного числа факторов — внезапности, уровня отношений, общего культурного контекста и ещё многих, и многих, и многих, и многих.

Уложить всех в одну схему просто невозможно. Точнее так — это возможно, если придумать схему из головы и избегать подтверждать схему исследованиями.

Кстати, сама Кюблер-Росс писала, что стадии могут проходиться в хаотичном порядке и на них, вдобавок, можно застревать на неопределённое время…. Но это опять возвращает нас к вопросу — а есть ли вообще какие-либо стадии? Может быть, есть просто формы проживания горя и в реальности они никак не увязаны в схему и/или последовательность?

Увы, эти закономерные вопросы предпочитают игнорировать. А зря…

Мы же обсудим такой вопрос — почему схему Кюблер-Росс, недоказанную и не обоснованную, приняли с таким пылом? Могу только предполагать.

Скорее всего, дело в эвристике доступности. Что такое эвристика доступности (англ.

availability heuristic)? Это процесс оценки, в котором критерием правильности выступает не соответствие всем фактам, а лёгкость воспоминания. Что вспомнил сразу — то и правда.

Схема Кюблер-Росс позволяет легко вспомнить случаи из своей жизни, из кинофильмов, из рассказов друзей и близких. Поэтому кажется, что она — правильная.

Есть ли польза от схемы Кюблер-Росс? Да, есть. Если человеку авторитетно сказать, что будет вот так, его состояние может (может!) улучшиться. Определённость, бывает, производит почти волшебный эффект.

Есть люди, которые успокаиваются, когда знают, что их ждёт, вне зависимости от положительности или отрицательности предстоящего.

Так же и кто-то из столкнувшихся с горем может (может!) получить облегчение, если будет знать, что с ним происходит.

Есть ли вред от схемы Кюблер-Росс? Да, есть. Если человек проживает горе не по этой схеме, а ему со всех сторон рассказывают, что правильно проживать вот так, у человека могут развиться различные осложнения.

Это называется ятрогенией (вредоносное воздействие на пациента со стороны врача).

Такой человек может потом придти ко мне с чувством вины: «Мне говорят, что я должен отрицать потерю жены, а потом злиться на всех, но у меня не так… Я ненормальный?» С одной стороны, конечно, — мне заработок, а с другой — если бы человеку не втирали, как правильно проживать горе, этого чувства вины у него не было.

Так что схему можно использовать в быту, но вот популяризировать и выдавать за универсальную — не нужно. От этого может быть вреда больше, чем пользы.

Подведём итог. Схема Кюблер-Росс ничем не подтверждена, взята из личного опыта автора, который по определению необъективен.

Схема эта не универсальна, она справедлива далеко не для всех людей и далеко не во всех ситуациях. У этой схемы есть ограниченная польза, и иногда схему можно применить.

У этой схемы есть очевидный вред, и лучше не популяризировать схему.опубликовано econet.ru. 

Павел Зыгмантович

Остались вопросы — задайте их здесь

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание – мы вместе изменяем мир! © econet

Источник: https://econet.ru/articles/182101-stadii-perezhivaniya-gorya-ne-vsyo-tak-prosto

Горе – психология

Что такое горе? Стадии горя

Психологические особенности

Умение управлять своими эмоциями — важное условие для достижения желаемых целей. Сильные переживания, испытываемые, например, при утрате близких, являются серьезным испытанием для каждого.

С точки зрения психологии существует 5 стадий переживания горя, которые необходимо пройти, чтобы вернуться к прежней жизни.

Каждый самостоятельно выходит из тяжелого состояния, затрачивая на тот или иной этап нужное количество времени, и от первого (отрицания) до последнего (принятия) лежит большая пропасть. Ряд психологических методов поможет восстановить полноценное восприятие действительности.

Следует обозначить этапы, которые приходится преодолевать на пути к восстановлению душевного равновесия после расставания, утраты или страшного известия о неизлечимом заболевании. Специалисты выделяют следующие 5 стадий переживания горя:

  1. 1. Отрицание и шок.
  2. 2. Гнев.
  3. 3. Вина.
  4. 4. Депрессия.
  5. 5. Принятие.

Некоторыми психологами 5 стадий горя были дополнены шестой: «развитие». В результате прохождения всех этапов переживаний человек получает потенциал для развития, обретает зрелость.

Человек не верит в происшедшее, особенно если узнает об этом неожиданно. Подсознательный страх противостоит приятию действительности.

Для этой стадии характерна бурная реакция в виде крика, возбуждения, заторможенности вследствие защиты от шока, отрицания неизбежного, но она не затягивается надолго, ведь рано или поздно приходится признать факты.

Человек всеми силами пытается уточнить правду, надеясь на то, что известие ошибочно.

Страдающий избегает реальности, прерывает взаимодействие с окружающим миром и самим собой. Решения, которые он принимает, неадекватны, а поведение внушает сомнения относительно его психической полноценности. Например, тот, кто узнал о смерти родственника, может продолжать вести себя так, будто он еще жив.

Следующая стадия переживания горя — агрессия, гнев или обида. Негативные эмоции могут проявляться стремительно или нарастать постепенно.

В конструктивном варианте негатив сконцентрирован на работе с причиной, повлекшей утрату. Такое поведение служит своеобразной формой защиты: наказание врагов, причинивших зло.

Агрессия не является конструктивным средством переживания горя и направлена на себя, окружающих, судьбу, умершего.

Проявление гнева приносит временное облегчение: психика освобождается от нахлынувшего давления, и человеку становится легче. Известны случаи самоистязания, морального или физического — это гнев, направленный внутрь себя.

На этой стадии человек пытается взвалить вину за произошедшее на себя. Он словно сражается с судьбой, выпрашивая у высших сил иной итог событий. Возникает необходимость уйти в мир иллюзорного спасения, дождаться чуда, исключения, подарка судьбы. Вследствие этого человек склонен к занятию духовными практиками, поиску помощи в церкви.

Если близкие находятся в опасности, человек считает, что его поведение имеет какое-то отношение к случившемуся. В случае смерти дорогого человека наказывает себя и «ради искупления вины» готов на несвойственные ему действия — повышенное внимание к окружающим, занятие благотворительностью, уход в монастырь и тому подобное.

На этом этапе человек осознает неотвратимость потери. В состоянии скорби исчезает интерес к происходящему, на заботу о себе и близких нет энергии, повседневные дела игнорируются.

Для депрессии свойственны снижение социальной активности, апатия, раздражительность. Жизнь утрачивает смысл, возникает потребность в антидепрессантах, решения принимаются под влиянием разрушительных эмоций.

Не исключена попытка самоубийства.

Независимо от тяжести страданий, принятие неизбежно. Осознание неотвратимости утраты происходит внезапно. Мышление человека проясняется, он становится способен посмотреть назад и проанализировать течение жизни, обсудить проблему с окружающими. Еще не наступает преодоление горя, но благодаря принятию человек близок к нормальному состоянию.

Восстанавливается привычный образ жизни, которая вновь начинает обретать смысл. Человек становится восприимчивым к радости и возвращается к повседневным делам, восстанавливает социальные контакты.

Для неизлечимых больных наступает период спокойного наслаждения благами, которые оставляет им жизнь. Они направляют свои ресурсы на завершение дел, общение со значимыми для них людьми. Пережившие смерть или расставание вспоминают тяжелое событие без острой боли. Горе сменяется грустью, благодарностью ушедшему за то хорошее, что было с его участием.

Указанная последовательность этапов переживания горя условна.

Не все проходят ее в описанном порядке, кто-то останавливается на определенной фазе, и для улучшения состояния ему требуется квалифицированная помощь специалиста.

А первый шаг в этом направлении — открытое общение по душам, проявление доверия, умение выслушать, а не увести человека от горя: прежде чем отпустить боль, ее нужно прожить.

На стадии компромисса страдающий ищет пути влияния на ситуацию, и специалисты в благих целях могут скрывать истинное положение вещей, но с этим нельзя переборщить: наступит время, когда потребуются силы для работы над собой, восстановления вместо веры в чудо.

На стадии депрессии, позволяя человеку выговориться, осознать, что он не один, важно внести в его жизнь новый смысл.

Депрессия — неотъемлемый этап переживания горя, но близкие могут позаботиться о том, чтобы он не стал патологическим.

Если человек начинает обдумывать самоубийство, нужно обратиться за психологической помощью и медикаментозным лечением, которое может назначить только врач.

Не стоит игнорировать физиологические последствия для организма: возможна бессонница, потеря аппетита, нарушение функций ЖКТ и сердечно-сосудистой системы, из-за чего снижается иммунитет.

Когда сильный всплеск эмоций все-таки произошел, нельзя снова закрываться от внешнего мира — надо идти навстречу новому, пребывать на природе, общаться с людьми и животными. Тогда горе постепенно начнет исчезать из жизни страдающего человека, уступая место созидательным процессам.

Боль — это естественная эмоция, и иногда только после тяжелых испытаний человек принимает произошедшее, отказывается от ненужного и понимает, что тратил время и энергию впустую, когда мог продолжать жить.

Источник:

Сергей Шефов — Психология горя

Сергей Шефов

Психология горя

Есть восточная история про женщину, потерявшую своего горячо любимого сына. Скорбь ее была столь велика, что она была на грани отчаяния и свою последнюю надежду возложила на мудреца, про которого в народе говорили, что он может творить чудеса. Убитая горем мать упала к его ногам и умоляла вернуть ей сына.

Тронутый ее мольбой, мудрец сказал, что сделает это, но только после того, как она покажет ему три дома, в которых никто не умирал. Женщине задание мудреца показалось несложным, она немного воспрянула духом и отправилась искать семью, которую не посещала смерть.

Но вот она зашла в один дом, в другой, третий, пятый, и в каждом хозяева ей говорили, что они похоронили или сына, или сестру, или отца, или деда, или даже нескольких родных. Обойдя свой город, женщина отправилась странствовать по другим селениям, надеясь все же отыскать дом, который смерть обошла стороной.

Однако сколько она ни ходила, ни одного такого дома не нашла. Тогда постепенно она стала понимать, что смерть близких — это неизбежная сторона жизни, и смогла примириться с потерей своего сына.

Да, утрата близких — увы, неизбежный спутник жизни. И, что особенно важно, смерть близкого — это одно из самых трагичных событий в жизни человека и тяжелейшее испытание, оставляющее глубокий след, а иногда шрам в его душе. В известной Шкале жизненных изменений Т. Холмса и Р.

Рэйха (1967) события, связанные с утратами, уверенно занимают лидирующие позиции по степени стрессогенности. Вместе с тем, как и любой экзистенциальный опыт, переживание горя заключает в себе значительный позитивный потенциал. Рассказывают, что «когда знаменитый советский психолог А. Н.

Леонтьев спросил у философа Мераба Мамардашвили: „С чего начинается человек?“, — тот, не задумываясь, ответил: „С плача по умершему“» [23, с. 201–202].

Данная книга целиком посвящена этому важнейшему человеческому переживанию — горю.

Нам предстоит выяснить, как оно проявляется и протекает, каковы его внутренние механизмы и сокровенный личностный смысл.

Поговорим также о том, что мы в состоянии сделать для скорбящего человека, как он может по-настоящему пережить утрату, пройти через выпавшее на его долю испытание и при этом стать человечнее.

Глава 1. Теоретические вопросы психологии горя: виды, феноменология, динамика

В психологии горе обычно понимается как переживание потери, утраты. К. Изард отмечает, что «утрата может быть временной (разлука) или постоянной (смерть), действительной или воображаемой, физической или психологической» [12, с. 266].

Иными словами, это очень многоликое явление, и в дополнение к перечисленным видам можно представить еще одну классификацию утрат, созданную по объектному основанию.

«Они бывают социальными (утрата работы или учебы), психическими и физическими (утрата соответствующих способностей или возможностей), духовными или материальными» [23, с. 201].

Каждый из нас непременно что-то теряет в жизни, однако самое острое горе возникает, когда из жизни уходит любимый, дорогой сердцу человек. Именно этот, наиболее тяжелый вид утраты и сопровождающие его переживания будут предметом нашего обсуждения.

Начиная разговор о горе, вызванном смертью близкого человека, стоит соотнести это понятие со скорбью и трауром. В русском языке «горе» и «скорбь» являются, скорее, словами-синонимами, означающими сильное душевное страдание, глубокую печаль.

Вместе с тем некоторые зарубежные авторы различают их как два компонента поведения, связанного с тяжелой утратой. Так, Дж. Эйврил определяет «скорбь как конвенциональное поведение, определенное и предписанное социокультурным влиянием» [цит. по: 12, с. 267]. Похожим образом A. D.

Wolfelt различает «grief» (горе) и «mourning» (траур, скорбь, рыдание). По его определению горе — это внутреннее переживание потери, связанные с ней мысли и чувства, которые человек испытывает внутри себя. Траур же является внешним выражением горя.

Он может приобретать различные формы, включая плач, разговоры об умершем, отмечание памятных дат и годовщин [75].

В русском языке слово «траур» имеет сходное значение и означает внешнее проявление горя, скорби по умершему в каких-либо общепринятых знаках, действиях. Можно сказать, что траур — это лицо горя, имеющее выражение, предписанное культурной традицией.

Раньше его можно было разглядеть по особенностям одежды: близкие родственники умершего в знак скорби одевались в черное, носили на протяжении всего периода траура определенные аксессуары, например, женщины покрывали голову черным платком.

В наши дни еще можно встретить на улице женщину в траурном головном уборе (как правило, пожилую), но в целом этот обычай все меньше соблюдается.

Безусловно, траур, будучи социокультурным явлением, имеет также немаловажное психологическое значение.

Однако нас будет в первую очередь интересовать собственно психологическая сторона реакции на утрату — переживание горя.

Причем рассматривать будем не только внутреннюю его сторону, но и внешние проявления в той мере, в какой они служат отражением внутреннего состояния, а не следованием традиции.

Горе встречается в жизни в разных обличьях, поэтому есть основания говорить о различных видах горя. Оно может быть классифицировано по нескольким основаниям, например, по субъекту переживания. В таком случае получаем множество видов горя, из числа которых отметим наиболее примечательные:

• Детское горе характеризуется трудностями осмысления потери и сильным стрессом из-за несформированности адекватных психологических защит.

• Супружеское горе является реакцией на утрату самого близкого (при нормальных отношениях) человека и, как следствие, нагружено многими сложными чувствами.

• Родительское горе является реакцией на смерть ребенка, обычно воспринимаемую как противоестественное событие; переживается особенно интенсивно и долго, как правило, с сильными чувствами возмущения, протеста, вины и депрессии.

Здесь уместно будет рассмотреть некоторые дифференциально-психологические аспекты горевания. За рубежом проведено немало исследований, фиксирующих различия в переживании утраты между разными группами испытуемых. В большинстве случаев осуществляется сравнение групп, отличающихся по половому признаку. Р. Моуди и Д.

Аркэнджел, опираясь на накопленные наукой данные, констатируют: «Женщины сразу же дают волю чувствам, рыдая и оплакивая своих близких. Мужская скорбь имеет скорее длительный или отложенный характер: мужчины загружают себя работой, хобби и разными делами.

…Многие мужья отмечают, что их горе столь же сильно, как и у их жен, просто они предпочитают не проявлять его открыто — хотя бы для того, чтобы еще больше не отягощать состояние своих жен» [22, с. 118—119].

Источник:

Что такое горе? Стадии горя

Горе — это реакция на потерю близкого, любимого человека после невозвратной разлуки с ним или его смерти*. Возможно, психологический смысл горя состоит в выражении любви, которую человек, понесший утрату, чувствует к умершему или потерянному близкому человеку.

Горе также является и процессом, в течение которого человек переживает боль утраты, прощается с ушедшим, учится сохранять память о нем и в то же время жить в настоящем.

Процесс переживания горя можно условно разделить на несколько стадий, которые считаются общими для перенесших утрату, хотя реакции людей индивидуальны и каждый переживает горе по-своему.

К тому же, процессу переживания свойствен циклический характер, то есть он состоит из множества болезненных возвращений на ранние стадии. Тем не менее, знание признаков, характерных для той или иной стадии переживания горя, и понимание их психологического смысла позволяют оказать помощь страдающему человеку.

Источник: https://obu4ayka.ru/obshhenie/gore-psihologiya.html

Этапы переживания горя и утраты

Что такое горе? Стадии горя

В статье подробно представлены основные этапы, которые проходит человек в процессе переживания горя. В следующей статье будут представлены психологические техники и приемы, облегчающие этот процесс  

Здравствуйте,

уважаемые читатели и гости моего блога!

К сожалению, бывает так, что в своей жизни мы сталкиваемся с очень тяжелыми и трагическими ситуациями.

Одной из таковых является смерть близкого нам и любимого человека.

Горе, которое поглощает нас в это время, едва переносимо и требует к себе особого внимания.    

Но часто скорбящий человек остается один, без надлежащей поддержки и помощи.

А бывает и хуже: близкие, не зная того, усиливают его страдания своими советами и неправильным поведением.

Все потому, что многие на самом деле не знают, как помочь близкому человеку пережить горе без тяжёлых последствий и потрясений.

И как психологически грамотно поддержать горюющего.

Кроме того, многие не знает и то, как самостоятельно преодолеть скорбь и найти успокоение в таких ситуациях.  

Этой статьей я отрываю цикл публикаций, посвященных данной теме.

Как это видно из названия, этот пост об этапах переживания утраты.

Две следующие статьи будут посвящены тому, как помочь себе и близким преодолеть этот сложный жизненный период.

В них будут представлены упражнения и психологические приемы смягчающие душевную боль.   

Сначала определим, что…  

горе – это очень тяжелое страдание, мучительное переживание беды и несчастья, вызванное потерей близкого человека или утратой чего-то ценного и важного

Горе – не мимолетное явление. Это сложный и многогранный психологический процесс,охватывающий всю личность человека и его близкое окружение.   

Горевание – это процесс переживания горя. Он делится на несколько стадий или этапов.

Каждый из них отличается своими особенностями и признаками.

Степень выраженности этих признаков, а также глубина горевания и скорби во многом зависят от особенностей личности человека, от силы его характера и уровня психологического здоровья.

А также от чуткости и своевременной поддержки окружающих.

Которой часто не хватает, поскольку близкие не владеют необходимыми психологическими знаниями и навыками.

и его основные этапы

Предварительно отметим, два важных момента:  

  1. Переживание утраты – это не линейный процесс.Человек может вновь и вновь возвращаться на ранее пройденные этапы, либо, минуя сразу один или два, переходить на следующий. Более того, этапы могут включаться один в другой, пересекаться, а также меняться местами.
  2. Отсюда, эта и подобные ей схемы структурирования процесса переживания утраты – это всего лишь модели. В реальности все намного сложнее.

Просто так удобнее понимать горе. А его понимание позволяет эффективнее и быстрее его переживать и прорабатывать с психологом.   

 Итак…,

1. Этап отрицания или «Не может быть!»

Начинается с момента, когда человек узнал о трагическом событии. Сообщение о смерти, даже если человек подготовлен к нему, является очень неожиданным и потрясающим до глубины души.

Этот этап в среднем длится около 10 дней. 

Человек словно бы впадает в оцепенение.

Притупляются чувства, движения становятся скованными, дыхание затрудненным и поверхностным. 

Скорбящий человек часто выглядит отрешенным и отстраненным, но потом такие состояния вдруг сменяются сильными и интенсивными эмоциями.

Многим людям на этом этапе горевания происходящее кажется нереальным, они словно бы отстраняются от него и  выключаются из настоящего момента.  

Такое состояние принято рассматривать в качестве психологической защиты.

Скорбящий не способен принять случившееся сразу в полном его объеме. Душа может принимать горе только по крупицам, на время защитившись отрицанием и оцепенением.

Смерть близкого разрывает «дней связующую нить», прерывает более-менее спокойное течение событий.

Она делит мир и жизнь на «до» и «после» трагического события. 

На многих людей это производит очень тяжелое впечатление.

По сути это душевная (психологическая) травма.

В это время человек не способен жить в настоящем. Он еще мысленно в прошлом. С покинувшим его любимым человеком.

Закрепиться в настоящем, смирившись с утратой, и начать жить по-новому ему еще только предстоит.

 А пока он в оцепенении и живет прошлым, ведь оно еще не стало памятью. Оно для него вполне реально.   

♦    

2. Этап поиска и надежды

Переживание горя на этом этапе связано с неосознанным ожиданием чуда. Скорбящий нереалистично стремится вернуть умершего. Не давая себе отчет в том, ожидает, что все вернется и наладится.

Часто он ощущает присутствие умершего в доме.

Может мельком видеть его на улице, слышать его голос.

Это не патология – это в принципе нормальные психологические явления. Ведь для близких умерший человек еще субъективно остается живым.  

Как правило, этот этап длиться от 7 до 14 дней. Но явления свойственные этому ему могу вплетаться в предыдущий и последующий этапы. 

почитать: 

Личностная зрелость (не будь взрослым, иначе будет больно)

Психологическая зрелость (что значит быть по-настоящему взрослым)

3. Этап гнева и обиды

Скорбящий все еще не может смириться с потерей. Но в это время его начинает мучить жгучее чувство несправедливости.

Основные вопросы, которые он раз за разом задает себе таковы:

  • Почему это произошло именно с ним?
  • Почему он, а не кто-то другой?
  • Откуда такая несправедливость?
  • Кто в ответе за все это?

В поисках ответов, человек может обвинять в случившемся себя, близких, врачей, друзей, родственников.

Хотя может и осознавать, что эти обвинения несправедливы.

Но горевание делает человека необъективным.

Часто такие пристрастные и эмоционально насыщенные обвинения провоцируют

ссоры и конфликты между родственниками и близкими. 

Скорбящий может переживать несправедливость и по отношению к себе, безмолвно вопрошая: «Почему эти страдания выпали на мою долю?».

Длится этот этап от одной до двух недель. А его элементы могут вплетаться в предыдущий и последующий периоды горевания.      

4. Этап вины и спора с судьбой

На этом этапе чувство вины может быть настолько сильным, что человек начинает обвинять себя самого.

Например, он может думать, что если бы он по-другому относился к умершему, по-другому вел себя с ним, то все было бы хорошо. Если бы он сделал / не сделал то-то или то-то, то все было бы не так как есть».

Скорбящего может преследовать навязчивая мысль: «Ах! Если бы сейчас можно было все вернуть, то, конечно же, я был бы совсем другим!».

И в его фантазиях это действительно происходит.

Он может представлять себя в прошлом и поступать так, как это следовало бы, чтобы предотвратить эту трагедию.

5. Этап отчаяния и депрессии

Здесь страдание достигает своего пика, это этап особенно сильной душевной боли.

Происходит это потому, что человек достигает более-менее полного и глубокого осознания трагичности произошедшего события. 

На этом этапе разрушение жизненного порядка в связи со смертью близкого человека осознается особенно остро.

Горевание достигает пика интенсивности.

Опять проявляется отстраненность, апатия, подавленность.

Человек ощущает потерю смысла жизни, может переживать собственную никчемность и бесполезность.

Он может много плакать, жаловаться на свою судьбу, а может замкнуться и ни с кем не разговаривать вообще.

На этом этапе могут проявится различные телесные дисфункции: потеря аппетита, нарушения сна, мышечная слабость, обострение хронических заболеваний и т.п. 

Некоторые начинают злоупотреблять алкоголем, наркотическими веществами, лекарственными препаратами.

У многих людей появляются навязчивые мысли и переживания.

Они не могут сконцентрироваться на повседневных делах, теряют интерес к происходящему.

Большинство скорбящих переживают вину, отчаяние, острое одиночество, беспомощность, гнев, злость и агрессию.

В особенно острых случаях появляются мысли о самоубийстве и внутренние побуждения к нему.

почитать: 

Как забыть прошлое и разорвать отношения навсегда

Незавершенные отношения или как забыть прошлое

В это время скорбящий может почти постоянно думать об умершем.

Формируется эффект его идеализации: все воспоминания о плохих чертах и привычках практически исчезают, а на передний план выходят только достоинства и положительные черты.  

В это время, скорбящий словно бы раздваивается: внешне он может вполне успешно заниматься повседневными и профессиональными делами, а внутренне, т.е. субъективно он находится рядом с умершим.  

Он думает о нем, говорить с ним, скорбит по нему.

Прошлое и настоящее в это время идут рука об руку.

Но затем прошлое прорывает пелену настоящего и вновь погружает скорбящего в омуты горевания.

Где-то в конце этого периода субъективные и ложные ощущения того, что умерший жив, начинают заменяться воспоминаниями о о нем.

Прошлое перестает быть реальностью, оно становится памятью, и отделается от настоящего.  

Этот этап длится примерно месяц.

Если он затягивается, то лучше обратиться за помощью к психологу.

Иначе человек может надолго «застрять» в тяжелом состоянии, что отрицательно скажется на его психологическом здоровье.  

6. Этап смирения и принятия

В этот период человек начинает воспринимать потерю близкого человека как неизбежную реальность.

Переживание утраты начинают связываться с ее глубоким и полным осознанием и принятием.

Эмоциональная окраска воспоминаний об умершем постепенно становится менее интенсивной.

Ощущения отчаяния и безнадежности понемногу сменяются менее острыми и менее сильными эмоциями – печалью и грустью.   

7. Этап реорганизации и возвращения к жизни

Жизнь постепенно возвращается в привычное русло.

В этот период человек практически полностью восстанавливается, возвращается к повседневной и профессиональной деятельности.

Начинает все больше жить не воспоминаниями, а настоящим.

Умерший перестает быть центром его переживаний.

Как правило, налаживается сон, аппетит, улучшается настроение.

Человек начинает перестраивать планы на жизнь, в которых уже нет умершего.

Впрочем, горе время от времени еще прорывается в новую жизнь. Оно еще напоминает о боли и отчаянии, например, в канун каких-то значимых дат, праздников и событий.

Как правило, этот этап длится 8-12 месяцев.

И если процесс скорби прошел нормально, то спустя этот срок жизнь возвращается в свою привычную колею.

Итак…,

Переживание горя, скорбь по умершему человеку – это нелегкий и длительный процесс.

Требующий от скорбящего и близких больших, а иногда и запредельных усилий 

Не всегда удается преодолеть боль и отчаяние самостоятельно и вернуться к жизни.

Не стесняйтесь обращаться за помощью к специалисту.

Это позволяет быстрее и эффективнее пройти все этапы горевания, почувствовать облегчение и начать жить заново.

А в следующей статье мы подробно рассмотрим, как помочь близкому человеку преодолеть горе, ускорить переживание утраты и снова начать радоваться жизни.

Эта статья Здесь   

На этом все.

Жду ваших комментариев и отзывов!

© С уважением, Денис Крюков

Автор сайта

https://formaetsensum.ru/ Психолог в Чите

Вместе с этой статьей читайте:      

Источник: https://formaetsensum.ru/yetapy-perezhivaniya-gorya-i-utraty.html

Что такое горе? Стадии горя

Что такое горе? Стадии горя

Горе — это реакция на потерю близкого, любимого человека после невозвратной разлуки с ним или его смерти.

Возможно, психологический смысл горя состоит в выражении любви, которую человек, понесший утрату, чувствует к умершему или потерянному близкому человеку.

Горе также является и процессом, в течение которого человек переживает боль утраты, прощается с ушедшим, учится сохранять память о нем и в то же время жить в настоящем.

Процесс переживания горя можно условно разделить на несколько стадий, которые считаются общими для перенесших утрату, хотя реакции людей индивидуальны и каждый переживает горе по-своему.

К тому же, процессу переживания свойствен циклический характер, то есть он состоит из множества болезненных возвращений на ранние стадии. Тем не менее, знание признаков, характерных для той или иной стадии переживания горя, и понимание их психологического смысла позволяют оказать помощь страдающему человеку.

Шок и оцепенение

Начальная стадия горя — шок и оцепенение. Шок от перенесенной утраты и отказ поверить в реальность происшедшего могут длиться до нескольких недель, в среднем 7—9 дней. Физическое состояние человека, переживающего горе, ухудшается: обычны утрата аппетита, сексуального влечения, мышечная слабость, замедленность реакций.

Происходящее переживается как нереальное. Человек в состоянии шока может делать что-то действительно необходимое, связанное с организацией похорон, или же его активность может быть беспорядочной. Бывает и полная отрешенность от происходящего, бездеятельность.

Чувства по поводу происшедшего почти не выражаются; человек в состоянии шока может казаться безразличным ко всему.

Предполагается, что комплекс шоковых реакций связан с работой механизмов психологической защиты: отрицание факта или значения смерти предохраняет понесшего утрату от резкого столкновения с ужасом произошедшего.

Человек сосредоточен на каких-нибудь мелких заботах и событиях, не связанных с утратой, либо он психологически остается в прошлом, отрицая реальность; в таком случае он и производит впечатление оглушенного или сонного: почти не реагирует на внешние стимулы или повторяет какие-либо действия.

Часто на смену шоковой реакции приходит чувство злости. По мнению Ф. Василюка, злость возникает как специфическая эмоциональная реакция на помеху в удовлетворении потребности, в данном случае — потребности остаться в прошлом вместе с умершим. Любые внешние стимулы, возвращающие человека в настоящее, могут провоцировать это чувство.

По предположению Томкинса, непрерывное страдание само по себе повышает порог гневной реакции, а гнев ослабляет страдание. Иногда человек испытывает сильную злость к умершему.

Например, молодая женщина, муж которой погиб в шахте, через несколько дней после похорон почувствовала сильную обиду и злость на мужа за то, что он оставил их (ее и ребенка). Она обвиняла его в том, что он не поменял работу, поэтому погиб.

Злость смешивалась с отчаянием, ей хотелось ломать, крушить вещи, рвать на себе одежду, в буквальном смысле биться головой о стену от бессильной ярости при мысли, что ничего нельзя изменить, повернуть вспять. Злость также свидетельствует о глубине полученной психологической травмы.

Поиск

Следующая стадия горя — стадия поиска — характеризуется стремлением вернуть умершего и отрицанием безвозвратности утраты. Человеку, понесшему утрату, часто кажется, что он видит умершего в толпе на улице, слышит его шаги в соседней комнате и т. п.

Поскольку большинство людей, даже испытывая очень глубокое горе, сохраняют связь с реальностью, подобные иллюзии могут пугать, вызывать мысли о сумасшествии.

С другой стороны, сильна вера в чудо, не исчезает надежда каким-то образом вернуть умершего, и скорбящий «встречает» его или ведет себя так, как будто бы тот вот-вот появится.

Переход от стадии шока к стадии поиска постепенный; особенности состояния и поведения, характерные для этой стадии, можно заметить на 5-12-й день после известия о смерти. Некоторые последствия шока могут проявляться еще довольно долго.

Обострение

Третья стадия — стадия острого горя — длится до 6—7 недель с момента утраты.

Сохраняются и поначалу могут усиливаться физические симптомы: затрудненное дыхание, мышечная слабость, физическая усталость даже при отсутствии реальной активности, повышенная истощаемость, ощущение пустоты в желудке, стеснения в груди, кома в горле, повышенная чувствительность к запахам, снижение или необычное усиление аппетита, сексуальные дисфункции, нарушения сна.

В течение этого периода человек испытывает сильнейшую душевную боль. Характерны тягостные чувства и мысли: ощущения пустоты и бессмысленности, отчаяния, чувства оставленности, одиночества, злости, вины, страха и тревоги, беспомощности. Человек, переживающий утрату, поглощен образом умершего, идеализирует его.

Переживание горя составляет основное содержание всей его активности. Горе влияет на отношения с окружающими. Они раздражают скорбящего, он стремится уединиться.

Например, женщина, сын которой погиб, испытывала злость на второго сына за то, что тот «живет нормальной жизнью», и сама пугалась силы этой злости, винила себя, не понимая своего состояния.

Стадию острого горя считают критической в отношении дальнейшего переживания горя. Человек постепенно «уходит» от умершего и с болью переживает действительное отдаление его образа. Разрыв старой связи с умершим и создание образа памяти, образа прошлого и связи с ним — основное содержание «работы горя» в этот период.

Через 3—4 месяца начинается цикл «хороших и плохих» дней. Повышается раздражительность и снижается фрустрационная толерантность. Возможны проявления вербальной и физической агрессии, рост соматических проблем, особенно простудного и инфекционного характера, из-за подавленности иммунной системы.

С наступлением шестимесячного срока начинается депрессия. Особенно тягостны праздники, дни рождения, годовщины («Новый год впервые без него», «весна впервые без него», «день рождения») или события повседневной жизни («обидели, некому пожаловаться», «на его имя пришло письмо»).

Восстановление

Четвертая стадия горя — стадия восстановления — длится примерно год. В этот период восстанавливаются физиологические функции, профессиональная деятельность. Человек постепенно примиряется с фактом утраты.

Он по-прежнему переживает горе, но эти переживания уже приобретают характер отдельных приступов, вначале частых, потом все более редких. Конечно, приступы горя могут быть очень болезненными.

Человек уже живет нормальной жизнью и вдруг вновь возвращается в состояние тоски, скорби, испытывает ощущение бессмысленности своей жизни без ушедшего. Часто такие приступы связаны с праздниками, какими-то памятными событиями, а впрочем, с любыми ситуациями, которые могут ассоциироваться с умершим.

Годовщина смерти символически ограничивает период горя. Многие культуры и религии отводят на траур именно один год, ведь за год мы проходим определенный жизненный цикл, маркерами которого служат традиционные даты и события.

Итак, приблизительно через год наступает последняя стадия переживания горя — завершающая. Боль становится терпимей, и человек, переживший утрату близкого, понемногу возвращается к прежней жизни.

В этот период происходит «эмоциональное прощание» с умершим, осознание того, что нет необходимости наполнять болью утраты всю жизнь. Из словарного запаса исчезают слова «тяжелая утрата» и «горе». Жизнь берет свое.

Завершение переживания горя могут затруднять некоторые культурные нормы и личные убеждения (например, убеждение женщины, муж которой погиб на войне, что она должна хранить ему верность и горевать о нем до конца своих дней).

Создать в памяти образ ушедшего из жизни, найти для него смысл и постоянное место в потоке жизни — вот основная цель психологической работы на данной стадии. И тогда человек, понесший утрату, сможет любить тех, кто живет рядом с ним, создавать новые смыслы, не отвергая тех, что были связаны с умершим: они останутся в прошлом.

Источник: https://psyera.ru/chto-takoe-gore-stadii-gorya_7518.htm

ovdmitjb

Add comment