Irvuz

Чем определяется психическое развитие человека?

Психическое развитие человека и его особенности, Понятие о психическом развитии, Особенности психического развития человека, Показатели психического развития, Понятие возрастные и индивидуальные особенности пс сихичного развития, их соотношение – Возрастная психология Библиотека украинские учебникиів

Чем определяется психическое развитие человека?

После своего рождения человеческий ребенок является бессознательной, беспомощным и бессловесным существом, вполне зависимой от взрослых в выживании.

Психические проявления и физические реакции новорожденного являются простыми, адаптаций ия к миру только начинается результате длительной социализации ребенка и развертывания его психического развития происходит становление зрелой, автономной и аутентичной личноститі.

. Психическое развитие – процесс накопления количественных и качественных прогрессивных изменений психики, обусловливающие формирование личности

Таким образом, психическое развитие является процессом, так как имеет динамический характер – начавшись еще до рождения ребенка, разворачивается и продолжается, по мнению большинства ученых, вся жизнь человека. В ходе психически ого развития происходит накопление количественных и качественных преобразований психики, обеспечивающих формирование и функционирование личностиі.

Особенности психического развития человека

Хотя темпы и результаты онтогенетического становления личности является немного разными, вариативными, и сам процесс психического развития индивида характеризуется рядом типичных особенностей. Раскроем содержание наиболее йголовниших из этих особенностей:

1) противоречия как основа психического развития. В основе психического развития, как и любого другого, лежат противоречия, которые бывают внутренними (между составляющими психики самого индивида) и внешними (между индивидом и социумом).

Между этими видами противоречий существует устойчивую взаимосвязь, внешние являются первичными, возникающими вследствие контактов индивида с социумом, однако именно эти противоречия трансформ муються во внутренние, активизируя человека к действиям и предопределяя прогресс психики;

2) непрерывность психического развития. Начавшись еще до рождения ребенка и бурно разворачиваясь после рождения, психическое развитие продолжается каждый день без перерывов,”отпусков”или отдыха.

Нави ить ночью мозг продолжает перерабатывать информацию, поступившую днем ??Исключение составляет лишь явление задержки психического развития, вызванное тяжелыми физическими или психическими травмами мозга, но оно доси во редкое и относится к отклонениямдо відхилень;

3) дискретность – распределение онтогенеза человека на отдельные возрастные периоды со спецификой психического развития в каждом. Распределение этот условный, так как, хотя границы возрастных периодов и определены учеными четко, но психика переходит от одного периода к другому постепенно;

4) необратимость. Те прогрессивные изменения, которые сформировались вследствие психического развития, уже не исчезают, а остаются достоянием личности и влияют на дальнейшее психическое функционирование. Регрессивные т тенденции можно заметить лишь как отдельные формы защитного поведения человека, которые исследовались. ЗФрейдомом;

5) взаимосвязь психического с другими направлениями развития – физическим, социальным, физиологическим.

Так, в немовлячому возрасте психика ребенка развивается на основе физических достижений – например, когда младенец учится самостоятельно сидеть, то значительно расширяется круг его восприятие действительности, и также руки ребенка используются для исследования предметов.

У подростков процесс полового созревания приводит изм ины образа”Я”, начинается осознание себя как взрослого – это является подтверждением связи физиологического и психического развития.

Взаимообусловленность психического и социального развития легко проследить на примере вступления 6-летнего ребенка к школе – новый социальный статус школьника вызывает существенные изменения психики. Итак, когда ученые хотят подчеркнуть взаимосвязь данных направлений развития индивида, то с гаду о его роста, созревания и социализации соціалізацію;

6) неравномерность. В определенном возрастном периоде одни компоненты психики разви

. Данное качество нужна, чтобы избежать перегрузки психики

щихся ускоренно, а другие – замедленно, а в следующем возрастном периоде они чередуются (те функции, которые развивались медленно, ускоряются, а те, ускоренно – замедляются).

Так, по развитию познавательной сферы ребенка можно проследить следующую динамику: в течение немовлячого периода интенсивно развиваются ощущения и восприятия, активизируется память, а мышление и воображение только зарождаются в следующем – раннем возрасте мощное развивается память и мышление, в дошкольном на первое место по темпам развития выходит воображение;

7) переход от низших психических структур в высшие. Новые структуры психической деятельности возникают путем дифференциации имеющихся структур, то есть целостных форм, выделение отдельных функций и новой их интеграция ции, т.е. объединения в новое целое. Иначе говоря, процесс этот идет не от элементов к целому, а от структурно низшего к высшему целого.

Каждая новая психическая структура возникает на основе предыдущей, а не на чистом месте (первая структура своим основанием имеет безусловно рефлекторную системную работу мозга). Она не просто оказывается, а образуется из того, что уже у индивида, и он усваивает из общественной среды.

Доказательством того, что генетически более ранние структуры не исчезают с возникновением поздних есть возможность возврата к ним них;

8)”спиралевидный”характер развития психики. Признание прогрессивной направленности онтогенеза человеческой психики как переходов от менее к более

. Обладая системой обобщенных, абстрактных операций при решении задачи человек может при необходимости прибегать к конкретным действиям и даже к наглядно-действенных способов мышления

. Обостренное стремление к самостоятельности, что проявляется в конце раннего возраста в непослушания, упрямства, строптивости, конфликтах со взрослыми, повторяется у детей-семилеток и в подростковом возрасте, а но с новыми содержанием и формам.

. ГС. Костюк совершенных ее форм не означает, что он идет прямолинейно. Как отмечают некоторые исследователи, в нем наблюдаются бы возврат к пройденным этапам, повторение на новой основе ранее пережитых взаемов отношений индивида с общественной средой, т.е., образно говоря, психическое развитие идет не по прямой, а”по спирали”ралі”;

9) взаимосвязь количественных и качественных изменений психики. Психическое развитие человека есть процесс, в котором количественные накопления психических функций вызывают качественные преобразования, обеспечивая формирование качественной них психических новообразований. При этом психические процессы и свойства ребенка носят в основном качественные различия в психики взрослыхх;

10) планомерность и преемственность психического развития.

Планомерность становления личности проявляется через систематический, упорядоченный характер психических изменений, которые являются стойкими во времени и независимыми е ид вариативных факторов (вроде настроения, внешности человека).

Преемственность психического развития имеет место как взаимосвязь предыдущих и перспективных, будущих психических изменений в общей динамикой эти становления личности, наслоения новообразований психики на ее предыдущие прогрессивные проявлениеви.

Таким образом, психическое развитие представляет собой не последовательность отдельных, несогласованных между собой изменений, а носит целостный, системный характер, вследствие чего изменения в одной области психики вызывают изменения других психических проявлении.

. Детство говорит о человеке, как утро о грядущем день

. Дж. Мильтон

Показатели психического развития

Для определения адекватности содержания и темпов психического развития индивида психологи опираются на показатели – признаки, подтверждающие формирование прогрессивных изменений психики. Эти показатели оказываются в р различных сферах психической деятельности – интеллектуальной, аффективно-волевой, мотивационной и коммуникативныей.

. Рис 16 показателей психического развития человека

Понятие возрастные и индивидуальные особенности психического развития, их соотношение

Для диагностики адекватности психического развития отдельного индивида ученые опираются на понятие возрастных и индивидуальных особенностей психического развития человека

Все индивиды проходят в нашем обществе одни и те же степени психического развития, но проходят их по-разному. Существуют типологические и индивидуальные различия в самом процессе развития и его ре. Результатом.

Они проявляются в функциональных особенностях нервной системы, в умственных, эмоциональных, моральных, волевых качествах, в потребностях, интересах, способностях и характерологических чертах детей и мо лодых людей в процессе развития складывается неповторимая индивидуальная своеобразие личностисті.

Возрастные особенности психического развития – типичные признаки развития психики в определенном возрастном периоде, выступающих нормативами для определения темпов психического развития индивида

Индивидуальные особенности психического развития – специфические для конкретного индивида темпы и особенности развития его психики

Индивидуальные особенности психического развития сообразно возрастным делятся на адекватные (те, которые соответствуют возрастным) и неадекватные (несоответствующие возрастным). Последние, в свою очередь, могут характ теризуватися ускоренными темпами развития компонентов психики ребенка, опережением и отображать отставание, медленные темпы развития определенных проявлений психики индивида.

У конкретного индивида могут одновременно наблюдаться все вышеупомянутые виды, например, на фоне опережающих темпов интеллектуального развития ребенка может иметь место отставание в формировании ее коммун никативнои компетентности.

. Рис 17. Виды индивидуальных особенностей психического развития

Источник: http://uchebnikirus.com/psihologia/vikova_psihologiya_-_sergeyenkova_op/psihichniy_rozvitok_lyudini_yogo_osoblivosti.htm

Возрастная психология, человека. Предмет возрастной психологии

Чем определяется психическое развитие человека?

Р.Ф. Хасанов

Данная статья задумана для широкого круга читателей. Она будет полезна как людям, которые увлекаются психологией, так и студентам психологического факультета. Возможно, опытные психологи также смогут освежить в памяти давно пройденный материал и применить его в своей практике. А если Ваш доминирующий психотип «Аналитик», то сможете насладиться манерой подачи информации.

В течении всей жизни человек постоянно меняется. Когда ребенок маленький, он готов излучать сплошной позитив. Его окружает много нового, неизведанного, великолепного! Молодежь очень романтична. Моменты первой влюбленности, мечтаний, переживаний заставляют их трепетать и радоваться. Во взаимодействии с миром молодые люди радикальны. С возрастом человек начинает иначе смотреть на жизнь.

Достигая пожилого возраста, многие люди видят окружающий мир сквозь свою призму. Зачастую у большинства пожилых людей уже сформирован стереотип, что мир враждебен. Некоторые начинают испытывать чувство страха перед внешним миром. Пожилые люди настроены на все скептически и консервативно. В каждом возрасте психологи выделяют свои особенности. Также есть понимание кризисов разных возрастов.

Здесь считаю уместным ещё напомнить, что существуют разные определения возраста. У каждого человека есть календарный возраст, чаще его называют паспортный. Он отображает, сколько лет живет тот или иной человек от момента рождения до сегодняшнего дня. Вторым считается возраст биологический.

Он дает понимание, на сколько наше тело молодо или старо. Биологический возраст может очень сильно отличаться от паспортного.

Если человек всю жизнь живет в экологически благоприятном районе, ведет здоровый образ жизни, правильно питается, у него не отягощенная наследственность, нет вредных привычек, то  его тело может быть молодо. Соответственно и биологический возраст будет меньше паспортного. Третьим обычно называют психологический возраст.

  Для определения этого возраста применяют два показателя. Первый показатель – это как человек сам ощущает себя (молодым, взрослым, старым). Второй показатель внешний. Это объективный показатель степени развития человека.

В психологии давно выделено целое направление, которое изучает особенности психического развития на протяжении всей жизни человека.

Давайте вместе с Вами структурируем и обобщим море информации о возрастной психологии.

Итак, возрастная психология как наука:

Планирую изложить:

  1. Возрастная психология как понятие
  2. Признаки Возрастной психологии как науки

Возрастная психология как понятие

Смирнова Е.О.

Петровский А.В.

Головин С.Ю.

это наука, изучающая факты психической жизни на разных этапах онтогенеза.

это наука, изучающая условия, движущие силы психического развития от рождения до старости.

это наука, изучающая закономерности, условия психического развития, становление деятельности, свойств личности в разных возрастах.

Общее определение: Возрастная психология – это наука, изучающая факты, условия, закономерности, движущие силы психического развития во взаимосвязи с возрастом.

Психология – это наука об особенностях психики человека.

Признаки Возрастной психологии как науки

  1. Объект – предмет
  2. Цели – задачи
  3. Методология – методы
  4. История – научные проблемы

Объект Возрастной психологииПсихическое развитие во взаимосвязи с возрастом.

Психика – это свойство высокоорганизованной материи связанное с отражением и регуляцией.

Психика отражает окружающий мир и регулирует свое поведение.

Структурные компоненты психики:

1) Познавательные психические процессы (ППП)

Борис Михайлович Кедров предложил все ППП представить в виде генетической лестницы от самого примитивного к самому сложному. Их семь:

1. Ощущение                                7. В 2. Восприятие                                   ни 3. Память                                           ма 4. Воображение                                ни 5-6. Мышление + речь                    е

3) Психические свойства:

1. Темперамент холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик (злопамятный флегматик – медленная скорость нервных процессов, быстро может простить холерик – быстрая скорость нервных процессов) 2. Характер 3. Направленность личности: экстраверт, интроверт, амбиверт 4.

Латеральность: право (леворукие) – и левополушарные (праворукие), амбидекстрия(одинаково развиты обе руки) 5.  Модальность: визуалы (арт-терапия, проективное рисование), аудиалы (сказкотерапия, музыкотерапия), кинестетики (пальчиковая арт-терапия, танцевальная терапия)

6.

Способности

2) Психические состояния (ПСТ)

1. Эмоциональные 2. Волевые

3. Интеллектуальные

4) Психические образования:

1. Знания 2. Умения 3. Навыки

4. Привычки

Здесь хочу чуть больше заострить ваше внимание на психических состояниях. Если на уроке у преподавателя дети сидят на волевых, то вовлеченность в процесс обучения будет минимальна. А если это лектор, которого приглашают с выступлениями? Пригласят ли его повторно? Вряд ли.

У ребенка дошкольника, раннего школьного возраста запускаются изначально всегда эмоциональные состояния. Если воспитатель, учитель напугал ребенка, эмоциональные состояния выключились, выключатся волевые и интеллектуальные.

Можно вспомнить школьные годы. У многих была учительница, которая заходя в класс, вела пальчиком в журнале, смотря кого сейчас спросит. Если выключались эмоциональные состояния, то сразу переставали работать и интеллектуальные. Вставая мы в ужасе не помнили, что надо говорить (Педагогическая субстрессия).

Доказано нашими российскими психологами, что если в течении месяца учитель позволяет себе дискредитировать ребенка, унижая его, обзывая (дегенерат, идиот, … ты никогда не сможешь выучить математику даже на тройку), через месяц дать ребенку элементарное математическое задание, ребенок нормально будет его решать, до того момента как этот учитель войдет в класс, где он решает, и просто мимо него пройдет. Ребенок действительно перестает соображать. У него выключаются интеллектуальные состояния.

Объект – Психическое развитие

Архаичное видение

Новое видение

Выготский Лев Семенович

Слободчиков Виктор Иванович

Это процесс качественно-количественных измений в психической сфере человека, связанный с появлением психических новообразований.

Это многосоставной процесс, который в разных пропорциях объединяет в себе процессы становления, формирования, саморазвития.

Психическое развитие – это процесс становления (практика 40%), формирования (обучение 40%), саморазвития (20%).

Предмет возрастной психологии – это изучение условий, движущих сил и закономерностей психического развития во взаимосвязи с возрастом.

КИТРВПФ – культурно историческая теория развития высших психических функций (Л.С. Выготский)

Условия психического развития – это совокупность внешних и внутренних факторов, которые не являются движущими силами, но определяют динамику психического развития и конечный результат.

Движущие силы – это совокупность причин, которые являются источниками психического развития и всегда направляют развитие в нужное русло.

Закономерности психического развития – это совокупность общих и частных законов, которые позволяют описывать психическое развитие и управлять им.

Цель возрастной психологии – создание единой общеевропейской концепции, интерпретации возрастного развития с учетом психических новообразований в границах возраста.

Задачи возрастной психологии:

Теоретические

  1. Изучить закономерности психического развития их взаимосвязь с возрастной динамикой.
  2. Обосновать движущие силы психического развития, обуславливающие наиболее эффективный процесс психического становления.
  3. Охарактеризовать условия полноценного психического развития.
  4. Выделить факты психического развития наиболее иллюстрирующие психологическую картину возраста.

Практические

  1. Разработка методической базы для контроля за ходом психического развития.
  2. Осуществление психологической помощи в период возрастных кризисов.
  3. Определение рекомендаций по построению эффективного взаимодействия с учетом возрастных особенностей.
  4. Разработать модель преемственности работы специалистов по оптимизации психического развития с учетом возраста.

Такая структурированная подача материала помогла огромному количеству студентов психологических факультетов разобраться с возрастной психологией и  сдать экзамены по данному предмету. В следующей статье планирую осветить методологию возрастной психологии и законы психического развития. Буду рад продолжению нашего общения…

Источник: http://zabolel.info/psychology/vozrastnaya-psihologiya

ovdmitjb

Add comment