Irvuz

Человек, индивид, индивидуальность, личность

Понятия личность, человек, индивид, индивидуальность и их соотношение

Человек, индивид, индивидуальность, личность

Наряду с понятием “личность” употребляются термины “человек”, “индивид”, “индивидуальность”. Содержательно эти понятия переплетены между собой.

Человек – это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей степени развития живой природы – к человеческому роду. В понятии “человек” утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков и качеств.

Индивид – это единичный представитель вида “homo sapiens” . Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (такими, как рост, телесная конституция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью).

Индивидуальность – это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт).

Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что это два способа бытия человека, два его различных определения. Несовпадение же этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два отличающихся процесса становления личности и индивидуальности.

Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им родовой, общественной сущности. Это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека.

Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими людьми.

Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социуме.

Становление индивидуальности есть процесс индивидуализации объекта. Индивидуализация – это процесс самоопределения и обособления личности, ее выделенность из сообщества, оформление ее отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность – это самобытный, активно и творчески проявивший себя в жизни человек.

В понятиях “личность” и “индивидуальность” зафиксированы различные стороны, разные измерения духовной сущности человека. Суть этого различия хорошо выражена в языке.

Со словом “личность” обычно употребляются такие эпитеты, как “сильная”, “энергичная”, “независимая”, подчеркивая тем самым ее деятельностную представленность в глазах других.

Об индивидуальности говорят “яркая”, “неповторимая”, “творческая”, имея в виду качества самостоятельной сущности.

Структура личности

Различают статистическую и динамическую структуры личности.

Под статистической структурой понимается отвлеченная от реально функционирующей личности абстрактная модель, характеризующая основные компоненты психики индивида.

Основанием для выделения параметров личности в ее статистической модели является различие всех компонентов психики человека по степени их представленности в структуре личности. Выделяются следующие составляющие:

всеобщие свойства психики, т.е. общие для всех людей (ощущения, восприятие, мышление, эмоции);

социально-специфические особенности, т.е. присущие только тем или иным группам людей или общностям (социальные установки, ценностные ориентации);

индивидуально-неповторимые свойства психики, т.е. характеризующие индивидуально-типологические особенности. Свойственные только той или иной конкретной личности (темперамент, характер, способности).

В отличие от статистической модели структуры личности модель динамической структуры фиксирует основные компоненты в психике индивида уже не отвлеченно от каждодневного существования человека, а наоборот, лишь в непосредственном контексте человеческой жизнедеятельности.

В каждый конкретный момент своей жизни человек предстает не как набор тех или иных образований, а как личность, пребывающая в определенном психическом состоянии, которое так или иначе отражается в сиюминутном поведении индивида.

Если мы начинаем рассматривать основные компоненты статистической структуры личности в их движении, изменении, взаимодействии и живой циркуляции, то тем самым совершаем переход от статистической к динамической структуре личности.

Наиболее распространенной является предложенная К.Платоновым концепция динамической функциональной структуры личности. Которая выделяет детерминанты, определяющие те или иные свойства и особенности психики человека, обусловленные социальным, биологическим и индивидуальным жизненным опытом (табл.1).

Таблица 1

Динамическая структура личности по К. Платонову

Название подструктуры Подструктуры подструктур Соотношение социального и биологического Уровень анализа Виды формирования
Направление личностиОпытОсобенности психических процессовБиопсихические свойства Убеждения, мировоззрение, идеалы, стремления, интересы, желанияПривычки, умения, навыки, знанияВоля, чувства, восприятие, мышление, ощущения, эмоции, памятьТемперамент, половые, возрастные свойства Биологического почти нетЗначительно больше социальногоЧаще больше социальногоСоциального почти нет Социально-психологическийПсихолого- педагогическийИндивидуально – психологическийПсихо-физиологическийНейро-психологический ВоспитаниеОбучениеУпражненияТренировка

Похожие материалы в разделе Дифференциальная психология:

Источник: https://Psylist.net/difpsi/fxiepe.htm

На пути к индивидуальности

Человек, индивид, индивидуальность, личность

С самого рождения в каждом человеке заложен конкретный набор генов, который отличает своего владельца от массы других людей. Но они составляют лишь определенные возможности развития. В процессе жизни в обществе, во взаимодействии с другими людьми формируются конкретные особенности человека: характер, мотивационная сфера, отдельные качества.

Эти черты помогают реализовать свой потенциал и достигать жизненных целей.

Сложная неоднозначная структура человеческого существа может быть отображена в системе человек-индивид-личность, где путь к социализации индивида возможен только после становления его личности.

Наивысший уровень развития индивида – это самореализация всех потенциальных возможностей, которая доступна только при сформированной индивидуальности.

«Я лично!»

Личность – это определение сложного психологического образования, особенного свойства, которое возникает на определенном этапе развития человека. Личностью не рождаются, рождаются индивидом.

Для более точного соотношения в человеческой природе понятий индивид, личность, индивидуальность, следует рассмотреть их точное определение.

Правильное соотношение этих понятий сформирует целостный взгляд на структуру понятий индивид- индивидуальность-личность-.

Человек – это понятие, которое включает соотношение всех особенностей, свойственных людям, независимо от того, есть ли они у конкретного человека или нет.

Индивид – слово латинского происхождения («individuum»), что в переводе означает «нераздельный». Это отдельный самостоятельный организм, биологическое существо, представитель человеческого сообщества.

Индивид – это человек как единичное человеческое существо, представитель вида Homo sapiens, продукт единства врожденного и приобретенного, носитель индивидуально-своеобразных природных свойств.

В понятии «индивид» очерчено природное телесное бытие человека.

Индивид, прежде всего, носитель биологических свойств, а «личность» — социально-психологических. Индивидом можно считать новорожденного ребенка и взрослого человека, представителя дикого племени и человека из цивилизованной страны.

Человек, рождаясь, застает сформированную систему общественных отношений. Его жизнь в обществе создает такое переплетение отношений, которое формирует человека, похожего на других людей.

Но в то же время он другой: по-своему думает, действует, страдает.

Понятие «личность» относится к наиболее противоречивым и сложным для определения в современной психологии. Это понятие – своеобразный ключ к психологии и разрешению ее наиболее значительных проблем. Единое общепринятое определение этого понятия до сих пор не существует. Английское слово «personality» происходит от латинского «persona», что означает «маска».

Этим словом обозначали маску, которую надевали актеры античного театра во время театрального действия. Уже с самого начала понятие было связано с внешним социальным образом, который принимает человек, исполняя жизненные роли. Однако понятно, что смысл личности гораздо более сложный и неуловимый, нежели внешний социальный образ.

Чтобы понять всю ее полноту, важно выделить такие моменты:

  • Это глубокая сущностная характеристика человека. В личности сосредоточены свойства, которые отличают одного человека от другого: особенные, наиболее яркие и заметные психологические черты. Это внутренняя сила, которая действует, объединяет все реакции, все возможные варианты индивидуального поведения.
  • Это сущность, которая обозначает стабильные формы поведения. Свойства личности очень стойкие, согласованно проявляются в разных ситуациях, высказываниях, в отношении к другим и во внутреннем отношении к себе. В то же время, это психологическая сущность, от которой зависят также новые и уникальные формы поведения.
  • Она является результатом развития, зависит от биологической наследственности и социальных условий. История личности и есть личность. Она формируется при взаимодействии с социальным окружением через общение и общую деятельность.
  • Это стойкая психологическая структура, совокупность черт, которые диктуют определенную логику поведения. Эта структура составляет ядро личности человека.

Личность характеризуется особыми психологическими образованиями, соотношение которых дает человеку возможность совершать поступки на основе свободного самостоятельного и ответственного выбора, отстаивать свою позицию, создают особый уровень и структуру личности. К психологическим образованиям личности относятся:

  • внутренний мир;
  • характер;
  • способности;
  • личные ценности;
  • моральность;
  • личный выбор;
  • самостоятельность;
  • ответственность;
  • цели и перспективы;
  • личный способ действия.

Когда рождается личность, или «Я сам!»

Перевоплощение индивида в личность происходит в раннем дошкольном возрасте, когда формируется соотношение предметных и чувственно-практических действий.

Этот процесс формирует образ «Я» и вызывает «одухотворение» всей жизнедеятельности ребенка. Проявлением этого процесса в поведении ребенка является стремление к полной самостоятельности, когда родители все чаще слышат от малыша «Я сам!».

В развитии ребенка это означает его постепенное освобождение от взрослых, развитие субъективности. Большинство психологов сходятся во мнении о том, что именно этот момент и является рождением личности, ее настоящей сущности, целостного «Я» с собственным мировоззрением.

Каждого человека можно назвать личностью?

Большинство психологов считает, что личностью можно назвать каждого человека, но делают некоторые уточнения. Новорожденного ребенка, подростка, человека юношеского возраста более правильно считать подрастающей, развивающейся личностью. Они являются носителями задатков будущей личности – будущей целостной системы свойств.

Известный отечественный психолог Л. И.

Божович считала, что личностью следует называть человека, который достигает определенного уровня психического развития, для которого характерным является восприятие себя как единого целого, отличного от других.

Это значит, что личностью можно назвать человека, достигшего такого уровня психического развития, который делает его способным руководить собственным поведением и деятельностью, а в некоторой степени даже психическим развитием.

«На этом стою и не могу иначе!»

В системе «индивид-индивидуальность-личность» вершина развития человека находится на уровне индивидуальности. При этом человек может стать индивидуальностью только после становления личности.

Индивидуальность – это определение яркой личности, которая выделяется заметным своеобразием. Б. Г. Ананьев считал, что личность – это вершина всей структуры человеческих свойств, а индивидуальность – это ее глубина.

Индивидуальность отображает единение всех уровней организации человека. Каждый человек отличается индивидуальными особенностями, но далеко не каждый является индивидуальностью в значении гармонии между разными свойствами.

Становление личности происходит в процессе социализации через освоение социальных норм и правил поведения, формирования отношений с другими.

Становление индивидуальности – это процесс индивидуализации внутреннего мира и поведения. Психологическим условием индивидуальности является зрелость. Становление индивидуальности происходит в процессе самореализации человека.

Сформированная индивидуальность – это личность, которая стала самобытной и достигла самоопределения в собственной реальности существования.

Индивидуальность – это новый уровень духовной жизни, на который поднимается личность в процессе глубокого и целенаправленного развития. Будто после своеобразного экзамена на целостность своего внутреннего «Я», человек становится индивидуальностью.

Знаменитый психолог А. Г. Асмолов когда-то выразил грамотную мысль о том, что индивидом рождаются, личностью стают, а индивидуальность отстаивают.

Соотношение понятий «человек-индивид-личность-индивидуальность»в видео:

Читать далее..

Загрузка…

Источник: http://www.manalfa.com/lichnost/chelovek-individ-individualnost

Человек, индивид, личность

Человек, индивид, индивидуальность, личность

загрузка…

Человеком является представитель вида Homo sapiens. Как сказал Д. Дидро: человек – это наивысшая ценность, поэтому изучение человека является наиболее интересным. Человек – это единственный создатель культурных достижений на земле, основанных на нейробиологических механизмах человеческого тела. Развитие техногенной цивилизации позволяет развивать и человеческую культуру представителя Homo sapiens, т.к. человек связан с окружающей природной средой, связями с общественностью, космосом и т.д. Являясь продуктом биологической эволюции, человек способен воспроизводить эволюцию всей Вселенной в информационном аспекте. Социально-деятельное универсальное развитие позволяет человеку сохранять тесную взаимосвязь между социальными, физическими, биологическими и космическими явлениями и факторами.

Человек, в первую очередь, является пластичным существом, которое несет в себе следы биогенетической, социокультурной и космофизической эволюции. В ходе развития истории человечества во все времена наиболее запутанным является загадка человеческой природы. В связи с этим было проведено множество исследований и выдвинуто множество концепций познания человеческой сущности.

Однако единого точного мнения найдено не было, поскольку люди различаются не только внешне, но и своими внутренними качествами. Возможным является только выделение человеческой расы, объединяя некоторых представителей. Социальные и естественные науки предпринимают попытки понять человеческое поведение и сущность человека. Данная проблема наиболее актуальная в современном мире.

Понятие личности

Понятие личность в человекознании является наиболее значимым и сложным. Данное понятие обозначает персону как целостное существо, играющее социально значимую роль. По европейским традициям личность рассматривается как лицо, обозначающее душу самого человека и его духовные качества.

Понятие личность ассоциируется с категорическим императивом человеческого достоинства, что является главной составляющей нашей цивилизации. Личность имеет индивидуальные социальные качества, которые формируются в ходе исторической деятельности и общественных отношениях. сущность определяется социальными качествами.

Только что родившийся ребенок уже является индивидуумом, не имеющим человеческой индивидуальности, поскольку не способен на самостоятельную индивидуальную деятельности. Только с возрастом приобретается социальная личность и способность самостоятельно избирать жизненный путь и развиваться индивидуальными методами.

Сущность индивидуальности заключается в самостоятельности каждого индивида и его способности быть самим собой в сфере социальной системы. Важнейшей ролью врожденных задатков и особенностей развития каждого индивида является опосредованность социальными факторами.

В процессе динамического воздействия множества качеств формируются собственные личностные характеристики всех сфер жизнедеятельности. Само по себе развитие индивидуальности является необходимостью для движения прогресса в истории человечества. Совершенствование и индивидуализация личности связаны с преобразование общества, взаимопомощью в обществе и условиями сотрудничества.

Понятие личность как динамическая целостная система способно выразить индивидуальные способности деятельности и знаний человека.

Личность составляет диалектическое единство особенного классового, общего социально-этического, отдельно-индивидуального и национального, поскольку представляет собой деятельность индивида, как субъекта и социального феномена, реализующего себя в социальном общении.

В зависимости от проявления личностных качеств человека можно судить о его положительных и отрицательных нравственных и духовных качествах.

Понятие индивида

Понятие индивид рассматривается как конкретный человек, т.е. единичный представитель из всего человеческого рода или какой-либо социальной группы. Данная характеристика позволяет отделять одного человека от группы остальных.

Понятие индивид позволяет наделить человека всем богатством неповторимых и уникальных его личностных качеств. Индивидуальные свойства выражают личностные качества индивида. В современном мире внимание особо остро уделяется пренатальной общности, то есть формированию отношений между матерью и плодом.

Она имеет ограничения между временем зачатия и временем рождения, а также включает в себя все существующие отношения с миром, как воображаемые, так и реальные. Данные временные границы задаются культурой, существующей в данный момент времени и определяются на весь период существования индивида.

Доказано, что плод быстрее и предпочтительнее осваивает все обращения и воздействия к нему. На втором месяце беременности у плода начинает формироваться центральная и периферическая нервная система, эмбрион начинает реагировать на боль и старается отстраниться от света, который направлен непосредственно на живот матери.

Пятимесячный эмбрион способен слышать громкие звуки, реагировать на ласки и слова, пугаться или сердиться. Таким образом, поведение зародыша полностью зависит от настроения беременной., в результате чего на данном этапе начинается формирование эмоциональной и интеллектуальной жизни ребенка.

Так, индивид развивается во внутриутробном периоде. Таким образом, можно сделать вывод, что понятие индивид формируется при зарождении, и с этого момента новорожденный уже имеет ярко выраженную индивидуальность.

Соотношение понятий: человек, индивид, личность

Соотношение понятий человек, индивид, личность исследовалось достаточно длительное время, поскольку они являются взаимозаменяемыми понятиями. Выше мы ознакомились с данными понятиями более конкретно.

Человек – это существо, заключающее в себе единство и соотношение психических, биологических и социальных уровней, формируемых из наследуемого и приобретаемого в течении жизнедеятельности.

Являясь наивысшей ступенью развития на всем земном шаре, он определяется как целостная биосоциальная система.

загрузка…

Источник: http://www.edu-psycho.ru/chelovek-individ-lichnost.html

Индивид, индивидуальность, личность

Человек, индивид, индивидуальность, личность

Мыслители ещё с древних времён старались проникнуть в суть понятия «человек». Чтобы разобраться, они создавали различные концепции понимания его определения.

В итоге пришли к общему выводу, что человек представляет собой биологическое, психологическое и социальное единство. Термин «человек» тесно взаимосвязано с понятиями – «индивид», «индивидуальность», «личность».

Проведём некоторые разделения между этими терминами, чтобы понять их суть.

Человек, индивид, личность, индивидуальность

Человек занимает высшую фазу в происхождении и развитии жизни. Теория эволюции человека имеет название антропогенез. Человек – это продукт природы, который тесно взаимосвязан с обществом.

Биологическая природа человека относится к высшим млекопитающим, которые появились на Земле примерно 550 тысяч лет назад.

Как биологическое существо человек обладает анатомо-физиологическими задатками, то есть имеет мышечную, кровеносную и нервную систему, кроме того – половыми и возрастными особенностями.

Но нервная система и процессы, отвечающие за существование, запрограммированы так, что человек может приспособиться к разным условиям существования.

К психологической природе относится наличие у человека воображения, мышления, чувств, характера, памяти.

Социальная сущность человека включает в себя моральные качества, мировоззрение, знания, ценностные установки, умения. Человек формируется социальной личностью только, тогда, когда входит в тесный контакт (общение, взаимоотношения с обществом) с другим социумом.

Отличия природы человека от животного:

  1. Человек изъясняется членораздельно и обладает мышлением. Из всех видов млекопитающих только человек умеет оценивать своё настоящее, думать о прошлом и будущем.

Правда, незначительной коммуникацией владеют и несколько видов обезьян, но они не могут передавать друг другу информацию об окружающих их предметах. Люди умеют в своей речи концентрироваться на главном.

  1. Человек может владеть творческой деятельностью, в частности:

— предвидеть развитие и характер некоторых природных процессов;

— выбирать роль в социуме, моделировать своё поведение в нём;

— проявлять ценностные отношения.

Поведение животных основано на инстинктах, изначально их природные действия запрограммированы.

  1. Человек оказывает влияние на окружающую среду – он способен преображать действительность и создавать культуру, то есть формировать духовные и материальные ценности.

У животных образ жизни устанавливается природой – они приспосабливаются к условиям окружающей среды.

  1. Человек самостоятельно умеет производить средства для материальных благ.

Некоторые животные способны владеть естественными орудиями, но изготовить средства труда не может ни один вид млекопитающих.

Итак, человек является уникальным, духовно незавершённым, универсальным и целостным существом.

Основные характеристики:

  • Наличие сознания.
  • Уникальное строение организма.
  • Восприимчивость к труду.

Индивид – это представитель человека в единичном роде. Он является носителем социальных и психофизических черт человека.

Другими словами, индивид – это «человек в единичном числе».

Основные качества индивида:

  • Активность.
  • Стойкость к реальности, которая окружает человека.
  • Единство психофизического состояния организма.

Олицетворением качеств индивида служит личность.

В древности личность обозначало какой-то социальный лик, который брал на себя человек, когда играл различные роли в театре, то есть некая «личина».

Личность – это определённый человек, склонный к переживаниям, пониманию мира вокруг, имеющий сознание и налаживающий определённые отношения с окружающим социумом.

Индивидуально-психологические особенности личности

Люди отличаются друг от друга персональными свойствами, то есть чертами присущими одному индивидууму. Определение «индивидуальные особенности» обозначает психологические и соматические (от латыни «тело») определения человека: рост и фигура, формирование скелета, окрас глаз, волос и так далее.

Индивидуальная особенность личности – это мимика лица человека. Лицо человека отображает не только анатомическую, но и психологическую специфику определённого человека. К примеру, когда выражаются: «у этого человека лукавые глаза», «у вас сознательное лицо», то имеют в виду именно особенность психологического характера, присущую конкретному индивиду.

Обобщим индивидуально — психологические особенности в четыре грани личности:

  1. Качества социального характера (моральная направленность, мировоззрение).
  2. Качества биологического характера (жизненно необходимые потребности, темперамент, задатки).
  3. Индивидуальные черты, имеющие разную психическую природу.
  4. Опыт (совокупность умений, повадок и навыков).

Индивид и личность: различия

Человек рождается индивидом, статус личности уже утверждается в процессе развития. Разграничение определение индивида и личности поможет дать оценку функционирования персоны.

Итак, чем отличается индивид от личности?

  • Взаимодействие с социумом. Индивидом человек остаётся от рождения и до смерти, а личностью он формируется только во взаимодействии либо противодействии с социумом.
  • Признание. Права у всех людей равные, то есть каждый человек изначально имеет свою индивидуальность. Однако, личность имеет некие социальные преимущества: признание, власть, авторитет.
  • Достаточность. Индивидом рождаются, а личностью становятся.
  • Осознанность. Путь к приобретению статуса личности является осознанным действием индивида.
  • Количество. Личностей в мире насчитывается десятки миллионов, а индивидов – примерно семь миллиардов.

Человек, который отстранён от социума, очень быстро теряет свои личностные черты – начинает плохо понимать других людей вплоть до забывания языка. При этом развитие генетического кода проходит по природе независимо от жизненных перемен человека. Стать личностью, человек может, даже имея ограниченные способности.

Определение индивидуальности

А вот термин индивидуальность обозначить уже сложнее, так как кроме личностных свойств она включает в себя физиологические и биологические качества человека.

https://www.youtube.com/watch?v=_qjgeeBCuM4

Индивидуальность – это определённый человек, обладающий особым сочетанием, отличительным от других индивидов, социальных, физиологических и психических особенностей. Их отличие проявляется в общении, поступках и активности человека.

В истории бывали такие случаи, когда человек жил и воспитывался среди животных. Такие люди теряли своё социальное начало – умение выражаться членораздельно, теряли умственные способности. Возвращаясь обратно в общество людей, не могли уже прижиться в нём. Такие случаи лишний раз доказывают, что человек, имеющий только биологическое начало, не может стать полноценной индивидуальностью.

Преображению биологического индивида в полноценную личность способствует именно трудовая деятельность. Благодаря занятию каким-нибудь делом, важным для общества, человек может доказать свою уникальность.

«Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают» эссе.

Данное изречение Асмолова Александра Григорьевича. Оно содержит в себе многозначительные и очень интересные понятия.

Другими словами это выражение можно сформулировать таким образом: от появления на свет человек считается индивидом, с каждым годом жизни он может приобрести статус личности, а вот индивидуальность ему необходимо отставать перед другими людьми. Действительно, соотношение понятий индивид – личность – индивидуальность в каждом социуме проявляются на разных ступенях его жизненного пути.

Как уже говорилось ранее, человек появляется на свет индивидом, то есть имеет свои врождённые генетические отличия. В процессе приобретения опыта, познания каких-либо умений, индивид формируется личностью. Получить статус индивидуальности можно только в соотношении социальных и биологических качеств.

Вот, к примеру, Наполеон Бонапарт от рождения был обычным представителем социума – не отличался физическими способностями и выразительностью во внешности. Однако, стал яркой личностью, так как основополагающей целью у него было именно борьба за свою индивидуальность.

Ещё можно привести пример жизненного пути популярного композитора – Людвига ван Бетховена. Бетховен был выходцем из обычной семьи и не имел особого отличия от своих сверстников.

Правда, в детстве его стремились научить музыке, но особых надежд не было. Но все же он смог проявить свой уникальный талант в музыке. Помимо этого он активно участвовал в политике и социальной жизни.

Он смог доказать обществу свои индивидуальные качества.

Таким образом, на основе этих фактов можно сделать вывод, что выражение: «индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают» в человеческой жизни очень значимо. Только лишь развитию этих понятий последовательно можно доказать обществу свою неповторимость.

Психология индивидуальных различий

Люди друг от друга различаются по характеру. К примеру, человек с сильным темпераментом обычно имеет более привлекательный вид, чем человек с вялым темпераментом.

Характер – это утверждённое психическое свойство, которое оставляет след во всех поступках человека. Характер представляет подчинённую подструктуру личности. У взрослой личности характер зачастую уже устойчив. Что же относительно подросткового характера, то он ещё не имеет стержня.

На изменение характера влияют различные жизненные факторы.

Мифы, которые касаются характера человека:

  • Характер — это биологическое проявление у человека и его изменить невозможно.
  • Характер можно воспитать и сформировать при помощи организации особой системы влияния.
  • Национальный характер, то есть это уникальное психическое свойство зависит именно от национальности людей.

Однако, надо знать, что все мифы имеют долю правды. Основой характера биологического типа служит темперамент. Его мы получает уже от рождения.

Существуют некие стандарты, влияющие на формирование национального характера. Представители одной нации убеждены, что другим присущи определённые черты в характере. Проведя некий опрос в Германии об их отношении к французам, выяснилось: одна половина немцев убеждена, что немцам в манере поведения присуще легкомыслие, а другая считает, что – любезность и шарм.

Под чертой характера подразумевают различные специфики личности человека, изменение которых наблюдается в зависимости от действий индивида.

Разделим черты характера на некоторые группы:

Первая – черты, которые формируют психологический состав личности. Сюда можно определить – принципиальность, целеустремлённость, мужество, честность и так далее.

Вторая – черты, выражающие взаимоотношения двух личностей. В эту группу можно отнести: общительность и закрытость, которая может обозначать предубеждение к окружающему социуму или внутренней сосредоточенности человека; честность или непроницаемость; корректность, тонкость, вежливость и прямолинейность.

Третья группа – черты, определяющие расположение человека к себе. Это самоосуждение и амбициозность, самоуважение, беспритязательность или тщеславие, обидчивость, эгоизм, застенчивость.

Четвёртая группа – черты, выражающие расположение человека к трудовой деятельности.  Эта группа состоит из – напористости, старательности или апатии, боязни препятствий или желание к их покорению, скрупулёзность, аккуратность, исполнительность.

И в заключении можно сказать, что последовательность развития такого сочетания: человек – индивид – личность зависит, в первую очередь, от социума и среды, в которой человек развивается и, конечно же, от его генетического кода.

Индивид, индивидуальность, личность was last modified: Декабрь 21st, 2015 by Елена Погодаева

Источник: https://dizzwizz.ru/obschestvo/lichnost/individ-individualnost-lichnost.html

Индивид, индивидуальность, личность Индивид

Человек, индивид, индивидуальность, личность

Человек какотдельный представитель человеческогорода естьиндивид.Индивид –материальнаяоснова личности.

Человеческийиндивид характеризуется следующимиособенностями:

1. Внешнимчеловеческимобликом.Наиболее важное значение здесь имеют,прежде всего:

  • строение тела, его органов и связанных с ними жизненных сил и потребностей;

  • прямохождение (передние конечности свободны и используются для манипулирования предметами, средствами труда и т.п.);

  • особое строение гортани способной к членораздельной речи;

  • отсутствие на большей части тела значительного волосяного покрова, что значительно повышает осязательнуючувствительность и вместе с тем создает большую уязвимость к колебанию температуры;

  • высоко развитая центральная нервная система и мозг;

2.Способность к мышлению;

3.Способность к труду.

Индивидуальность

Каждый человекобладает не только всеобщими(разум, воля, чувства, способность ктруду), но и индивидуальными,только емуприсущими(личностными) социальными качествамии свойствами, которыми этот человекотличаетсяот других людей. Понятие индивидуальностьотражает неповторимость и уникальностькачеств, свойств и способностей даннойконкретной личности.

Индивидуальныекачествавыражают:

а) самостоятельностьиндивидуального существования:способность быть самимсобой,действовать исходя из своих собственныхпобуждений, сохраняя тождество(согласие) ссамим собой,быть самостоятельным в рамках своегоцелого (рода, семьи, коллектива, общества).

б) целостность:это значит, чтокачества и свойства данной личности неделимы и неотделимы отнее, т.е.

не существуют как нечтонезависимое от данного индивида; каждыйчеловек обладает наличным сознаниемупорядоченности и внутренней целостностисвоего субъективного мира, в системекоторого он рассматривает все своипереживания (ощущения, представления,чувства, вожделения и склонности и т.д.),отводя каждому из них свое место в этойсистеме.

Личность

Если в понятии“индивид” отражаются все(не толькосоциальные, но и биологические –антропологические, физиологическиеи т.п.)особенности данного конкретногочеловека, то понятие личностификсирует социальныекачества человека, свойственные емукак отдельному индивиду.

Личность –средоточие, своего рода центр переплетенияразличных социальных отношений человека,данного конкретного индивида. Она –социальнапо своей сущности, но индивидуальнапо способу существования и проявленияэтой сущности.

Неповторимостьи индивидуальное своеобразиесуществования человека как личностиозначает: каждый человек неповторим,уникален в своих всеобщих сущностныхпроявлениях, а именно –в умственныхспособностях,чувствах,в своем характере,общении,труде,не говоря уже о внешнемоблике иповедении.

Единствосоциальногои индивидуального,сущности и существования какконкретно-историческое единствопротивоположностей –важнейшая сущностная характеристикавсякой личности.

Основнымиэлементами психическойжизни личности являются побуждения,характер,способности,мировоззрение.

1. Побуждения.К побуждениямличности относят все то,что приводит ее в движение,выступает целью или мотивом человеческойдеятельности. Человек обладает сознанием.

Поэтому главными побудительнымипричинами поведения и деятельностиличности выступают небессознательныепотребности, неслепой инстинктжизни, а потребности осознанные,проявляющиеся как целии мотивы.

При этом, если иметь в виду различиеприродной или социокультурной основывсех человеческих побуждений, ихклассифицируют на:

  1. побуждения естественные (биологические): потребности, влечения, инстинкты, склонности, предрасположения;

  1. побуждения культурно-исторические или социальные: интересы, цен­­­ности, мотивы, цели, чувства, эмоции;

2. Характер– качестваличности как социальногосущества, сформированные социальнойсредой, системойсоциальных отношений,социальным статусоми ролями.

Содержанияхарактера составляют: иерархическаяструктураосновных потребностей, мотивовдея­тель­ности, интересов, ценностейи целей жизни. Это то, что зависит отсоциальных условий жизни людей и ихдеятельности. Например, человек отприроды обладает способностьюк членораздельной речи, к мышлению итруду.

Но сами по себе эти способности,будучи заложены изначально в любомчеловеческом индивиде, развиваются вто, что они есть лишь в определенныхусловиях.Для человеческого индивида такимиусловиями, являются общениес другими людьми и обусловленные этимобщением социальныеотношения.Человек сам по себе, т.е.

без других людей– не более чем животное, хотя ивысокоразвитое. Личинка бабочки ввозможности содержит все необходимое,чтобы развиться в бабочку. Но для того,чтобы это произошло, требуютсяопределенные условия.Если бабочку бросить в воду или муравейник– она погибнет.

Если человеческогоиндивида (ребенка) поместить в волчьюстаю, то следствием этого будет нечтомало похожее на человеческую личность.

Формахарактера определяется темпераментом,от которого зависят индивидуальныеособенности протекания нервныхпро­цессов, их сила и скорость.

3. Способности.Различают:а) естественные(то, что заложено природой: глаз художника,ухо музыканта, рука скульптора и т.п.);б) наработанные самой личностью впроцессе социализациии самовоспитания.

К основнымспособностям личности можно отнести:

  • внимание;

  • память;

  • интеллект (умственные способности);

  • язык;

  • мышление;

  • воля.

4. Мировоззрение.

Мировоззрение– это определенная система знаний,убежденийи ценностейжизни данной личности и обусловленныйим стильмышления.

Личность, какее определяют социологи, – это «целостностьсоциальных свойств человека, продуктобщественногоразвитияи включенияиндивида в системусоциальныхотношенийпосредством активной деятельности иобщения” (В.А. Ядов).

Изучениесоциальных качеств личности предполагаетанализ трех основных аспектов еевзаимо­действия с обществом.

1) Социальноеположение(статус).

2) Общаянаправленностьвнутренней жизни личности: психическийсклад, характер, способности, мировоззрение.

3) Социальнаядеятельностьи сознание(самосознание).

Основные факторыразвитияличности:

1) Биологическаянаследственность; 

2) Физическоеокружение (природная среда); 

3) Культура; 

4) Групповойопыт; 

5) Индивидуальныйопыт. 

Источник: https://StudFiles.net/preview/5879213/page:3/

ovdmitjb

Add comment