Irvuz

Бюджетный процесс в субъектах РФ

17. Бюджетный процесс в субъектах Российской Федерации

Бюджетный процесс в субъектах РФ

Бюджетныйпроцесс на уровне субъектов РФосуществляется по принципам и стадиям,присущим бюджетным процессам другихуровней: 1) составление проекта бюджета;2) рассмотрение проекта бюджета,утверждение бюджета; 3) исполнениебюджета; 4) составление отчета обисполнении бюджета и его утверждение.

Детальноерегулирование бюджетного процесса нарегиональном уровне осуществляетсянормативными правовыми актами субъектаРФ в соответствии с федеральнымзаконодательством.

Законодательный(представительный) орган власти субъектаРФ разрабатывает на своей территориипорядок и условия представления проектасоответствующего бюджета, рассмотренияпроекта бюджета, утверждения бюджета,его уточнения в ходе исполнения.

Названныйпорядок закрепляется в законе о бюджетномпроцессе соответствующего субъектаРФ, нормы которого не должны противоречитьфедеральным нормативным финансово-правовымактам (например, Закон г. Москвы «Обюджетном устройстве и бюджетномпроцессе в городе Москве», Закон Тульскойобласти от 7 июня 2004 г. № 449-0 «О бюджетномпроцессе в Тульской области» и др.).

19. Полномочия участников бюджетного процесса

Всоответствии со ст.

152 БК РФ участникамибюджетного процесса являются: ПрезидентРФ; высшее должностное лицо субъектаРФ, глава муниципального образования;законодательные (представительные)органы государственной власти ипредставительные органы местногосамоуправления; исполнительные органыгосударственной власти,исполнительно-распорядительные органымуниципальных образований; Центральныйбанк РФ; органы государственного имуниципального финансового контроля;органы управления государственнымивнебюджетными фондами; главныераспорядители (распорядители) бюджетныхсредств; главные администраторы(администраторы) доходов бюджета; главныеадминистраторы (администраторы)источников финансирования дефицитабюджета; получатели бюджетных средств.

Кполномочиям законодательных(представительных) органов относятсярассмотрение и утверждение бюджетовсоответствующего уровня, а также отчетовоб их исполнении, осуществлениепоследующего контроля за исполнениемсоответствующих бюджетов, формированиеи определение правового статуса органов,осуществляющих контроль за исполнениемсоответствующих бюджетов.

Кполномочиям исполнительных органовгосударственной власти(исполнительно-распорядительных органовмуниципальных образований) относятсяобеспечение составления проекта бюджета(проекта бюджета и среднесрочногофинансового плана), внесение его снеобходимыми документами и материаламина утверждение законодательных(представительных) органов, разработкаи утверждение методики распределенияи (или) порядков предоставлениямежбюджетных трансфертов, обеспечениеисполнения бюджета и составлениебюджетной отчетности, представлениеотчета об исполнении бюджета наутверждение законодательных(представительных) органов, управлениегосударственным (муниципальным) долгом.

Полномочиямифинансовых органов в бюджетном процессеявляются составление проектасоответствующего бюджета (проектабюджета и среднесрочного финансовогоплана), представление его с необходимымидокументами и материалами для внесенияв законодательный (представительный)орган, организация исполнения бюджета,установление порядка составлениябюджетной отчетности. Финансовые органыобязаны ежемесячно составлять отчет окассовом исполнении бюджета.

Самостоятельнымиучастниками бюджетного процессавыступают главные распорядители ираспорядители бюджетных средств.

Главныйраспорядитель бюджетных средств — этоорган государственной власти, органуправления государственным внебюджетнымфондом, орган местного самоуправления,орган местной администрации, а такженаиболее значимое учреждение науки,образования, культуры и здравоохранения,указанное в ведомственной структурерасходов бюджета, имеющие правораспределять бюджетные ассигнованияи лимиты бюджетных обязательств междуподведомственными распорядителями иполучателями бюджетных средств.

Распорядительбюджетных средств — этоорган государственной власти, органуправления государственным внебюджетнымфондом, орган местного самоуправления,орган местной администрации, бюджетноеучреждение, имеющие право распределятьбюджетные ассигнования и лимиты бюджетныхобязательств между подведомственнымираспорядителями и получателями бюджетныхсредств.

Неотъемлемымиучастниками бюджетного процессавыступают главный администратор,администратор доходов бюджета, а такжеглавный администратор и администратористочников финансирования дефицитабюджета.

Главныйадминистратор доходов бюджета —это определенный законом (решением) обюджете орган государственной власти,орган местного самоуправления, органместной администрации, орган управлениягосударственным внебюджетным фондом,Центральный банк РФ или иная организация,имеющие в своем ведении администраторовдоходов бюджета и являющиесяадминистраторами доходов бюджета.

Рассматриваемый участник бюджетногопроцесса: формирует переченьподведомственных ему администраторовдоходов бюджета; представляет сведения,необходимые для составления среднесрочногофинансового плана и (или) проекта бюджета;представляет сведения для составленияи ведения кассового плана; формирует ипредставляет бюджетную отчетностьглавного администратора доходов бюджета.

Администратордоходов бюджета —это орган государственной власти, органместного самоуправления, орган местнойадминистрации, орган управлениягосударственным внебюджетным фондом,Центральный банк РФ, бюджетное учреждение,осуществляющие в соответствии сзаконодательством Российской Федерацииконтроль за правильностью исчисления,полнотой и своевременностью уплаты,начисление, учет, взыскание и принятиерешений о возврате (зачете) излишнеуплаченных (взысканных) платежей, пенейи штрафов по ним, являющихся доходамибюджетов бюджетной системы РФ.

Главныйадминистратор источников финансированиядефицита бюджета — этоопределенный законом (решением) о бюджетеорган государственной власти(государственный орган), орган местногосамоуправления, орган местнойадминистрации, орган управлениягосударственным внебюджетным фондом,иная организация, имеющие в своем веденииадминистраторов источников финансированиядефицита бюджета и являющиесяадминистраторами источников финансированиядефицита бюджета.

Администратористочников финансирования дефицитабюджета — этоорган государственной власти, органместного самоуправления, орган местнойадминистрации, орган управлениягосударственным внебюджетным фондом,иная организация, имеющие правоосуществлять операции с источникамифинансирования дефицита бюджета.

Источник: https://StudFiles.net/preview/2378555/page:13/

Бюджетный процесс в РФ (1)

Бюджетный процесс в субъектах РФ

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Основные задачи бюджетногопроцесса заключаются в следующем:выявление материальных и финансовыхрезервов государства; максимальноприближенный к реальности расчет доходовбюджетов; максимально точный расчетрасходов бюджетов; обеспечениемаксимальной сбалансированностибюджетов; согласование бюджетов среализуемой экономической программой;осуществление бюджетного регулированияв целях перераспределения источниковдоходов между бюджетами разного уровня,отраслями хозяйства, экономическимирегионами и др.

Бюджетным кодексом РФ (Глава 5)законодательно закреплены следующиепринципы бюджетной системыРоссийской Федерации:

Принцип единства бюджетнойсистемы означает единствоправовой базы, денежной системы, формбюджетной документации, единствопринципов бюджетного процесса, санкцийза нарушения бюджетного законодательства,а также единый порядок финансированиярасходов бюджета, единый порядокфинансирования расходов бюджетов всехуровней бюджетной системы, ведениябухгалтерского учета средств федеральногобюджета, бюджетов субъектов РФ, местныхбюджетов.

Принцип разграничения доходови расходов между уровнями бюджетнойсистемы означает закреплениесоответствующих видов доходов (полностьюили частично) и полномочий по осуществлениюрасходов за органами государственнойвласти РФ, ее субъектов, органами местногосамоуправления.

Принцип самостоятельностибюджетов означает:

– право законодательных органовгосударственной власти и органовместного самоуправления на каждомуровне бюджетной системы самостоятельноосуществлять бюджетный процесс;

– наличие собственных источниковдоходов бюджета каждого уровня;

– законодательное закреплениерегулирующих доходов бюджетов, полномочийпо формированию доходов соответствующихбюджетов;

– право органов государственнойвласти и органов местного самоуправлениясамостоятельно в соответствии сзаконодательством определять направлениярасходования средств соответствующихбюджетов и источники финансированиядефицитов соответствующих бюджетов;

– недопустимость изъятия доходов,дополнительно полученных при исполнениизаконов (решений) о бюджете, суммпревышения доходов над расходамибюджетов и сумм экономии по расходамбюджетов;

– недопустимость компенсации засчет бюджетов других уровней потерь вдоходах и дополнительных расходов,возникших в ходе исполнения законов(решений) о бюджете, за исключениемустановленных законом случаев.

Принцип полноты учета бюджетныхдоходов и расходов бюджетов,бюджетов государственных внебюджетныхфондов означает, что все доходы и расходыбюджетов, внебюджетных фондов и иныеопределенные законом обязательныепоступления, подлежат отражению вбюджетах, бюджетах внебюджетных фондовв обязательном порядке и в полном объеме.Все государственные и муниципальныерасходы подлежат финансированию засчет бюджетных средств, средстввнебюджетных фондов, аккумулированныхв бюджетной системе Российской Федерации.

Принцип сбалансированностибюджета означает, что объемпредусмотренных бюджетом расходовдолжен соответствовать суммарномуобъему доходов бюджета и поступленийиз источников финансирования егодефицита. При составлении, утверждениии исполнении бюджета уполномоченныеорганы должны исходить из необходимостиминимизации размеров дефицита бюджета.

Принцип эффективности и экономностииспользования бюджетных средствозначает, что при составлении и исполнениибюджетов уполномоченные органы иполучатели бюджетных средств должныисходить из необходимости достижениязаданных результатов с использованиемнаименьшего объема средств или достижениянаилучшего результата с использованиемопределенного бюджетом объема средств.

Принцип общего (совокупного)покрытия расходов означает,что все расходы бюджета должны покрыватьсяобщей суммой доходов бюджета и поступленийиз источников финансирования егодефицита. Доходы и поступления не могутувязываться с определенными расходамибюджета за исключением целевых бюджетныхфондов, а также в случае централизациисредств из бюджетов другого уровня.

Принцип гласности означает:обязательное опубликование в открытойпечати утвержденных бюджетов, отчетовоб их исполнении, полноту информации оходе исполнения бюджетов, доступностьиных сведений; обязательную открытостьдля общества и СМИ процедур рассмотренияи принятия решений по проектам бюджетов,в том числе по вопросам, вызывающимразногласия внутри представительногооргана или между исполнительным ипредставительным органами государственнойвласти.

Принцип достоверности бюджетаозначает: надежностьпоказателей прогноза социально-экономическогоразвития соответствующей территории;и реалистичность расчета доходов ирасходов бюджета.

Принцип адресности и целевогохарактера бюджетных средств означает,что бюджетные средства выделяются враспоряжение конкретных бюджетополучателейс обозначением направления их нафинансирование конкретных целей.

1.2. Полномочияучастников бюджетного процесса

Бюджетные полномочия представляютсобой права и обязанности органовгосударственной власти и органовместного самоуправления в отношениипринятия правовых актов в областибюджетных отношений, а также осуществлениябюджетного процесса на всех его стадиях.

Задачи и функции органов, обладающихбюджетными полномочиями, определяютсясоответствующими нормативно-правовымиактами органов государственной властиРФ, субъектов РФ и органов местногосамоуправления.

К ним относятся финансовыеорганы, органы денежно-кредитногорегулирования, органы государственногои муниципального финансового контроля.Наряду с ними бюджетными полномочиямиобладают также органы законодательной(представительной) и исполнительнойвласти, права которых закреплены в ст.

153 и 154 Бюджетного кодекса РФ, а такжеПрезидент РФ, который ежегодно инициируетбюджетный процесс, направляя Бюджетноепослание Федеральному Собранию РФ изавершает его, подписывая Федеральныйзакон о федеральном бюджете на очереднойфинансовый год.

На разных уровнях управленияфинансовые органы представленыМинистер­ством финансов РФ, финансовымиорганами субъектов РФ (министерствамифинан­сов республик, входящих в составРФ, областей и других субъектов либофинансо­выми управлениями илидепартаментами исполнительных органоввласти субъек­тов РФ), а также финансовымиорганами муниципальных образований(финансовы­ми управлениями либоотделами исполнительных органов местногосамоуправле­ния городов, районов).Сельские и поселковые администрациине имеют в своей струк­туре финансовыхорганов, Финансовые органы субъектовРФ и органов местного самоуправлениясамостоятельны и не входят в системуМинистерства финансов РФ. В структуруфедеральных финансовых органон входиттакже Федеральное казначей­ство иего территориальные органы в субъектахРФ и муниципальных образовани­ях,организующие исполнение федеральногобюджета. На региональном и местномуровне Бюджетным Кодексом РФ в ст.151предусмотрено создание территориальныхказначейств, обес­печивающих исполнениетерриториальных бюджетов.

Органом денежно-кредитногорегулирования выступает Банк России,который определяет нормы обязательныхрезервов, учетных ставок по кредитам,устанавли­вает экономические нормативыдля банков (например, нормативыдостаточности капитала банка, ликвидности,соотношения привлеченных и размещенныхсредств и др.), проводит операции сценными бумагами.

Органы государственного имуниципального финансового контролясоздаются как представительными, таки исполнительными органами власти иместного само­управления.

Органы власти одного уровнямогут в соответствии с Кодексомделегировать свои отдельные полномочияорганам другого уровня, но с обязательнойпередачей ассигнований на их осуществление.

Участниками бюджетного процессаявляются:

  • Президент Российской Федерации;

  • органы законодательной (представительной) власти;

  • органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов РФ, главы местного самоуправления, финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов, другие уполномоченные органы);

  • органы денежно-кредитного регулирования;

  • органы государственного и муниципального финансового контроля;

  • государственные внебюджетные фонды;

  • главные распорядители и распорядители бюджетных средств;

  • иные органы, на которые законодательством РФ, субъектов РФ возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия;

  • бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие операции со средствами бюджетов.

Состав участников бюджетногопроцесса шире, чем состав органов,обладаю­щих бюджетными полномочиями.

К ним помимо органов, обладающихбюджетны­ми полномочиями, относятся:Президент РФ, органы законодательной(представительной) и исполнительнойвласти, органы управле­ния государственнымивнебюджетными фондами, главныераспорядители и распо­рядителибюджетных средств, бюджетные учреждения,государственные и муници­пальныеунитарные предприятия как бюджетополучатели,а также кредитные орга­низации,осуществляющие отдельные операции сосредствами бюджетов. Вместе с тем,следует еще раз подчеркнуть, что всоответствии со ст. 153 и 154 БК РФ органызаконо­дательной и исполнительнойвласти обладают бюджетными полномочиями,хотя они и не включены в состав органов,обладающих бюджетными полномочиями всоответствии со ст. 151.

В состав участников бюджетногопроцесса, исходя из расширительнойтрактовки бюджетной системы РФ, входяти органы управления соот­ветствующимигосударственными внебюджетными фондами(Пенсионным фондом РФ, Фондом социальногострахования РФ, Федеральным итерриториальными фондами обязательногомедицинского страхования РФ).

Онисоставляют проекты бюджетов соответствующихфондов, представляют их для утвержденияв Федеральное Собрание РФ и законодательныеорганы власти субъектов РФ (потерриториальным внебюджет­ным фондам),составляют отчеты об исполнении бюджетовфондов с последующим утверждениемФедеральным Собранием РФ в формефедерального закона.

ГЛАВА2: СТАДИИ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА

Источник: https://works.doklad.ru/view/IucGwJHLJ2w/2.html

ovdmitjb

Add comment