Irvuz

Бюджетные правонарушения как основания бюджетно-правовой ответственности

Бюджетное правонарушение

Бюджетные правонарушения как основания бюджетно-правовой ответственности

Как следует из ст. 306.1 Бюджетного кодекса РФ, бюджетное нарушение характеризуется следующими чертами:

  • противозаконность;
  • специальный субъект;
  • наказуемость в соответствии с гл. 30 БК РФ.

Как и иные правонарушения в финансовой сфере, бюджетные деликты влекут не только применение мер принуждения, предусмотренных БК РФ, но и иных мер ответственности в соответствии с законодательством РФ (например, административных и уголовных наказаний).

Определение 1

Бюджетное правонарушение – допущенное субъектом бюджетных отношений нарушение норм бюджетного законодательства и иных актов бюджетного права, независимо от наступивших последствий.

Правовое регулирование нарушений в бюджетной сфере

Как следует из ст. 2 БК РФ, бюджетное право имеет довольно сложную структуру, в него входят:

  • собственно БК РФ;
  • федеральные законы о бюджете и бюджетах внебюджетных фондов;
  • региональные законы о бюджете и бюджетах территориальных внебюджетных фондов;
  • местные акты о бюджетах;
  • иные федеральные, региональные законы и акты органов местного самоуправления, регулирующие бюджетные правоотношения;
  • подзаконные нормативные правовые акты (Президента РФ, Правительства РФ, федеральных и региональных государственных органов).

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Именно в данных актах, а также в договорах участников бюджетных отношений, могут содержаться те обязанности, которые возложены на субъекты бюджетного процесса, и за нарушение которых предусмотрена ответственность.

Замечание 1

Стоит заметить, что, несмотря на сложность структуры бюджетного права, положения о бюджетной ответственности могут содержаться только в главах 29 и 30 БК РФ.

Состав бюджетного правонарушения

Как и к любым иным правонарушениям, к бюджетному нарушению применима концепция состава правонарушения.

Определение 2

Состав бюджетного правонарушения – совокупность обязательных элементов нарушения в бюджетной сфере, которые являются основанием для привлечения к ответственности по нормам бюджетного права РФ.

Специфика состава бюджетного правонарушения состоит в том, что:

  • оно сконструировано формально, т. е. не включает в качестве обязательного элемента негативные последствия и окончено в момент совершения деяния (например, неперечисления средств бюджетного кредита);
  • не включает в качестве элемента вину лица, нарушившего нормы бюджетного права.

Перечислим элементы бюджетного правонарушения:

  1. Объект. Под объектом правонарушения в бюджетной сфере понимаются общественные отношения, сложившиеся в рамках осуществления бюджетного финансирования. Предметом посягательства нарушителя при этом являются конкретные нормы бюджетного права, которые могут быть предусмотрены не только бюджетным законодательством и нормативными актами, но и бюджетными соглашениями (например, при предоставлении трансфертов).
  2. Объективная сторона. Противозаконное поведение заключается в действии или бездействии уполномоченного участника бюджетных отношений, которое может быть связано с нарушением правил использования бюджетных средств, бюджетных кредитов и межбюджетных трансфертов.
  3. Субъект. Как следует из ч. 2 ст. 306.1 БК РФ, бюджетное правонарушение может совершить не любой субъект права, а только участник бюджетных отношений. Противозаконные действия иных субъектов права в сфере бюджета могут быть наказуемы в соответствии с нормами иной отраслевой принадлежности (административными, уголовными).

Часть 1 ст. 306.1 БК РФ предусматривает следующих субъектов бюджетной ответственности:

  • федеральный, региональный или местный орган в сфере финансов;
  • распорядитель бюджетных средств (в том числе главный);
  • получатель бюджетных средств;
  • главные администраторы доходов/источников финансирования дефицита бюджета.

Меры юридической ответственности за бюджетные правонарушения

Специфика бюджетно-правовой ответственности состоит в том, что допущенное нарушение карается либо финансовыми, либо административными санкциями.

Частью 2 ст. 306.2 БК РФ предусматриваются такие санкции, как:

  • взыскание суммы предоставленных средств или платы за их пользование, пеней;
  • приостановление или сокращение межбюджетных трансфертов;
  • сокращение полномочий правонарушителя.

Отметим, что взыскание любых денежных средств осуществляется в бесспорном порядке путем списания со счетов субъекта-правонарушителя.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/ponyatie_pravonarusheniy_i_ih_klassifikaciya/byudzhetnoe_pravonarushenie/

Ответственность за нарушение бюджетного законодательства

Бюджетные правонарушения как основания бюджетно-правовой ответственности

Дата: 21 Января 2012 в 15:16
Пользователь скрыл имя
Тип: контрольная работа

Скачать в ZIP (33.62 Кб) Файлы: 1 файлБЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ КОНТРОЛЬНАЯ.docx (36.24 Кб)   —   Открыть,  Скачать

          1) за несвоевременный возврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, просрочку уплаты процентов за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основ;

Краткое описание

В связи с бурным развитием бюджетного законодательства РФ в последние годы новое наполнение получают многие институты бюджетного права, в том числе институт ответственности за нарушение бюджетного законодательства.

До недавнего времени правовые нормы об ответственности в бюджетной сфере не были кодифицированы.

Лишь с принятием Бюджетного кодекса РФ ситуация существенно изменилась: часть четвертая Кодекса посвящена ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ.

ОглавлениеВведение……………………………………………………………………………41.Ответственность за нарушение бюджетного законодательства …………….51.1Понятие и основания ответственности за нарушение бюджетного законодательства………………………………………………………51.2 Виды и меры бюджетно-правовой ответственности……………………….10Заключение ………………………………………………………………………19

Список литературы ………………………………………………………………21

Источник: http://student.zoomru.ru/budjet/otvetstvennost-za-narushenie-bjudzhetnogo-zakonodatelstva/94870.764671.s2.html

ovdmitjb

Add comment