Irvuz

Беспомощность (беспомощное поведение)

Содержание

Как избавиться от ощущения беспомощности и взять себя в руки

Беспомощность (беспомощное поведение)

Выученная беспомощность — состояние, в котором человек не пытается повлиять на ситуацию, даже когда может это сделать. Этот феномен открыл американский психолог Мартин Селигман в 1967 году в ходе ряда исследований.

В эксперименте Селигмана участвовали три группы собак, каждую из которых поместили в разные клетки.

Животные из первой и второй групп получали лёгкий разряд тока через пол, а из третьей — контрольной группы — нет. Первая группа могла отключить ток, нажав на кнопку внутри клетки.

У второй такой возможности не было: удары током прекращались только тогда, когда собаки из первой группы нажимали на кнопку.

Позже всех испытуемых посадили в ящики с перегородкой, которую легко можно перепрыгнуть. Животные получали удары током, и, чтобы избежать неприятных ощущений, им нужно было просто прыгнуть на другую сторону. Собаки из первой и третьей групп быстро сообразили, что нужно сделать, и переместились на безопасную территорию.

Собаки из второй группы так и остались там, где их било током, скулили, но даже не пытались убежать.

Селигман объяснил результаты тем, что животные из второй группы научились быть беспомощными.

Они никак не могли повлиять на ситуацию в первой части эксперимента, поэтому решили, что от них ничего не зависит, и бросили любые попытки борьбы. Хотя перепрыгнуть перегородку для них не составило бы труда.

Селигман сделал вывод: не сами неприятные ситуации, а мнимое отсутствие контроля над ними развивает выученную беспомощность.

Позже уже другие психологи провели подобный эксперимент на людях, правда, вместо тока раздражителем был громкий неприятный звук. Феномен выученной беспомощности Селигмана сработал и здесь.

Выученная беспомощность встречается сплошь и рядом: у детей, школьников и студентов («Я не понимаю этого предмета и ничего не могу с этим сделать, потому что я глуп»), сотрудников компаний («Меня не повысят в должности, потому что я не справлюсь с задачами»), жён и мужей («Партнёр продолжит изменять мне, но я не уйду, потому что больше никому не нужен / не нужна, и этого не исправить»).

Человек, который научился беспомощности, уверен, что ему не под силу влиять на свою жизнь. Он не увидит возможностей, даже если ему их принесут на блюде и ткнут пальцем.

Он всегда найдёт отговорку:

  • Это у других получится, а я не смогу.
  • Мне это не по силам.
  • Зачем я буду пробовать, если ничего не выйдет.
  • Я всегда таким был и ничего менять не собираюсь.
  • Я этого вообще не хочу, мне и так нормально.

Когда человек думает, что не в состоянии контролировать ситуацию, он перестаёт предпринимать активные действия по устранению проблемы. Очевидно, что выученная беспомощность сильно снижает качество жизни.

Кроме проявления апатии и бездействия человек может смещаться на другую цель, результат которой осязаем, вместо поиска решения настоящей проблемы. Например, убраться в квартире или приготовить ужин.

Выученная беспомощность может проявляться в любых сферах и стать кредо по жизни, сделав из человека вечную жертву ситуации.

Научившись беспомощности, человек верит, что его успехи — случайность, а неудачи — это его вина. Всё хорошее, что с ним происходит, случается не из-за его действий, а по счастливому стечению обстоятельств. А вот неудачи преследуют его только потому, что он недостаточно умён, амбициозен и настойчив.

В чём причины такого состояния

Выученная беспомощность — приобретённое состояние. С ней не рождаются, она формируется в течение жизни под влиянием определённых факторов.

1. Воспитание, отношение родителей и учителей

Часто выученная беспомощность появляется в детстве. Неосознанно родители или учителя прививают ребёнку это состояние:

  • Нет очевидной связи между действиями и последствиями (ребёнок не понимает, как и на что влияют его действия).
  • Последствий действий на самом деле нет (это относится как к наказаниям, так и к поощрениям).
  • Последствия разных действий одинаковы (за осознанную ложь и случайную порчу вещей наказания одинаковые; за хорошую оценку по сложному предмету и вымытую посуду одно и то же поощрение).

Иногда ребёнок просто не может понять причину: «Почему происходит именно так и могу ли я что-то сделать?» Например, школьник получил плохую оценку и не понимает почему.

Он думает, что недостаточно умён для конкретного предмета, а может банально не нравиться учителю. Если ребёнок видит причину в том, на что повлиять не может, то перестаёт стараться.

Когда учитель даёт ему понять, что тот способен выучить предмет и получить хорошую оценку, он не будет чувствовать себя беспомощным.

Важно, чтобы ребёнок видел связь между своими стараниями и результатом.

Эти причины могут развить выученную беспомощность не только у детей, но и у взрослых — в работе, личной или повседневной жизни.

2. Череда неудач

Когда активные действия не приводят к результату ни один, ни два, а куда больше раз, у человека опускаются руки. Он постоянно что-то делает, но выхлопа от этого нет.

3. Шаблонное мышление

Мужчина — добытчик, а женщина сидит дома и воспитывает детей. Навязанные обществом и зачастую утратившие свой первоначальный смысл стереотипы мешают человеку дойти до цели, ведь «так не принято, зачем я буду идти против правил».

4. Менталитет

В стране, где граждане ограничены в действиях и не могут защитить свои права, феномен выученной беспомощности — обычное дело. Люди думают, например: «Я не буду подавать заявление в суд, потому что всё равно проиграю».

Это состояние беспомощности переходит на другие сферы жизни, человек перестаёт верить в свои силы и живёт по принципу «бездействие — это норма».

1. Установить связи между действиями и последствиями

Всегда ищите связь между тем, что вы сделали, и тем, что вы получили. Это касается как позитивных, так и негативных событий. Нужно понять, какой вклад сделали вы, чтобы результат стал таким, каким он стал. Важно не переставать действовать.

2. Принять неудачи

Если у вас случаются неудачи, значит, вы действуете. Без неудач не обойтись, более того, они учат нас не совершать ошибки вновь. Относитесь к ним как к опыту, благодаря которому вы скоро добьётесь успехов.

3. Стать оптимистом

Селигман считал, что у пессимистов больше шансов научиться беспомощности, чем у оптимистов, так как у них разные стили атрибуции — объяснения причин тех или иных действий человека.

Чтобы стать оптимистом, нужно переосмыслить стиль атрибуции. В своей книге «Как научиться оптимизму. Измените взгляд на мир и свою жизнь» Селигман предлагает тест, который поможет определить ваш стиль атрибуции. Попробуйте пройти его.

Внутренняя или внешняя атрибуция

Человек приписывает ответственность за ситуацию себе или внешним факторам.

  • Как думает пессимист: «Я не справился с задачей, потому что я глуп», — пример внутренней атрибуции.
  • Как думает оптимист: «Я не справился с задачей, потому что было дано слишком мало времени. Ещё чуть-чуть, и всё бы получилось», — пример внешней атрибуции.

Стабильная или временная атрибуция

Неудачи происходят постоянно или случаются иногда.

  • Как думает пессимист: «Мне всегда отказывают в помощи, так было ещё со школы, потому что на меня всем плевать», — пример стабильной атрибуции.
  • Как думает оптимист: «Сегодня он не смог мне помочь, потому что его жена рожала, и это важнее моей проблемы», — пример временной атрибуции.

Глобальная или конкретная атрибуция

Человек видит проблему глобально, а не в конкретной детали.

  • Как думает пессимист: «Я не умею общаться с людьми, меня никто не слушает, потому что я зануда», — пример глобальной атрибуции.
  • Как думает оптимист: «У меня не складываются отношения с этим человеком, потому что у него совсем другие взгляды на жизнь», — пример конкретной атрибуции.

Результаты теста покажут, как вы относитесь к разным ситуациям, какой стиль атрибуции используете и чего в вас больше — оптимизма или пессимизма.

Если в вас больше пессимизма, то нужно работать над оценкой ситуаций. Ищите причины возникшей проблемы. Если вы всегда вините во всём себя, пересмотрите это и подумайте, какие ещё факторы могли повлиять на исход событий. Речь идёт не о собственном оправдании, а об объективности и адекватности вашей оценки.

4. Попробовать метод ABCDE

Мартин Селигман и психолог Альберт Эллис разработали метод, с помощью которого можно победить пессимизм и научиться реагировать на неприятные ситуации адекватно.

  • Ситуация. Беспристрастно опишите её: «Я опоздал на важную встречу».
  • Ваше убеждение. Скажите, что вы думаете об этой ситуации: «Я вышел заранее, но автобус сломался, а потом я попал в пробку. Общественный транспорт работает отвратительно, а пробки — из-за неопытных водителей».
  • Последствия. Подумайте, какие чувства и эмоции вызывают у вас убеждения: «Я был очень зол, накричал на случайного прохожего, весь день пошёл насмарку. Больше никогда не поеду на автобусе на работу».
  • Внутренняя дискуссия. Обсудите с собой вашу реакцию на ситуацию: «Я погорячился? Я впервые попал в пробку на этом отрезке дороги, потому что там был ремонт. Общественный транспорт достаточно развит, перед важными встречами нужно планировать несколько маршрутов, чтобы не попасть в такую ситуацию снова».
  • Отдача. Опишите, как вы чувствуете себя после осмысления реакции: «Я смог справиться с гневом и мне стало легче. Я рад, что у меня получилось взглянуть на вещи разумно».

Если регулярно разбирать каждую ситуацию по полочкам, вы научитесь трезво оценивать происходящее и начнёте мыслить позитивно. А позитивный настрой важен для борьбы с выученной беспомощностью.

5. Обратиться к специалисту

Когда своими силами справиться с проблемой не получается, стоит обратиться к специалисту. Выученная беспомощность — серьёзная проблема, которую не нужно игнорировать.

Источник: https://Lifehacker.ru/vyuchennaya-bespomoshhnost/

Как возникает выученная беспомощность? Как избавиться от выученной беспомощности?

Беспомощность (беспомощное поведение)
Как возникает выученная беспомощность? Как избавиться от выученной беспомощности?

Приветствуем читателей сайта психологической помощи по skype Vashe-Soznanie.ru! Сегодняшняя тема посвящена выученной беспомощности и тому, как это может влиять на Вашу жизнь. Читаем, вникаем и делаем выводы!

Как возникает выученная беспомощность и что она собой представляет?

Это особенность поведения, которую человек приобретает при систематическом негативном воздействии со стороны окружающих его людей. При этом избежать которого нельзя. Человек становится беспомощным, если он привыкает к тому, что от его активных действий ничего не зависит, что неприятности происходят сами по себе и на их возникновение влиять никак нельзя.

Главными условиями воспитания беспомощности являются непредсказуемость, неконтролируемость событий и невозможность оказывать на них влияние.

Как узнать, есть ли у меня выученная беспомощность?

Это очень легко, Вам достаточно посмотреть на свое прошлое и то, как вы справляетесь с трудностями в настоящем. Как правило, выученная беспомощность считается успешно приобретенной, если через некоторое время Вы примиряетесь со своей судьбой, пассивно ей покоряетесь и не пытаетесь искать выхода не только из этой, действительно безнадежной ситуации, но также и из любой другой.

Стоит обратить внимания так же на то, что Вы часто думаете о себе, что не способны начинать что-то новое, управлять своей жизнью и как-либо ее менять. Вас начинают пугать чьи-то просьбы, или задачи, которые на работе Вы должны выполнять. Все это признаки выученной беспомощности, если Вы их у себя нашли, то Vashe-Soznanie.ru рекомендует Вам обратиться за помощью к психологу.

Чем опасна выученная беспомощность?

Выученная беспомощность опасна тем, что она будет проявляться только в тех ситуациях, в которые Вы еще не попали, или в тех делах или задачах, которые Вы еще не выполняли, но Вам по каким-то причинам предстоит их выполнить.

Вот известный пример: Мужчина, который сталкивается с непреодолимыми, искусственно созданными трудностями на службе, и в то же время не решается ее покинуть, может через некоторое время обнаружить, что ему не удаются интимные отношения, он не в состоянии решать бытовые проблемы. Из-за чего отношения рушатся, а работа перестает приносить должного удовольствия, что в некоторых ситуациях приводит к алкоголизму или депрессии у мужчин.

Во многих источниках по психологии можно найти теорию Мартина Селигмана о выученной беспомощности.

Мартин Селигман — профессор Пенсильванского Университета полагает, что выученная беспомощность, нарушение связи между поведением и его результатом — так же может быть причиной депрессии.

Он утверждает, что выученная беспомощность снижает сопротивляемость организма к различным вредным факторам, способствует развитию разнообразных заболеваний, включая онкологические.

Согласно концепции Селигмана, выученная беспомощность развивается в случае, если человек полагает, что неудачи будут преследовать его не только в этой конкретной ситуации, но и в любой другой, с которой он столкнется, не только сегодня, но и в будущем.

А важнейшим условием такой установки на глобальность и стабильность неудач является уверенность человека, что во всех своих неудачах повинен он сам (его бездарность, глупость, безволие, неумение справиться с трудностями), тогда как успех, если он вдруг приходит, обусловлен случайным удачным стечением обстоятельств или чьей-то помощью.

Как избавиться от выученной беспомощности?

С этим можно справиться как самостоятельно, так и с помощью психолога, если конечно предварительно записаться на психологическую консультацию на сайте Vashe-Soznanie.ru.

Если же говорить о самостоятельных действиях против выученной беспомощности, то Вы далеко не беспомощны в этой проблеме.

Вам важно начать самому убеждать себя в том, что Вы уверенный в себе человек и у Вас все получится! Что неудачи случайны и связаны с неблагоприятным стечением конкретных обстоятельств, только здесь и сегодня, а успех определяется Вашими собственными качествами.

Убеждайте себя в том, что Вы, способны самостоятельно решать трудные задачи. А Вы думали, что высокая самооценка начинается с поведения? Нет, она начинается у Вас в голове, с установок и убеждений. Ваши убеждения это важнейший фактор противодействия выученной беспомощности.

Так же начинайте идти на встречу своим страхам: боитесь познакомиться, идите знакомиться; боитесь общаться с психологом — начните это общение; боитесь мужчин или женщин — что ж, ищите с ними контакта как можно больше и чаще.

И еще один важный совет от психологов с сайта Vashe-Soznanie.ru:

Ставьте себе ясные задачи, чем короче и конкретнее они для Вас, тем лучше! Так же важно, чтобы Вы решали эти задачи не с точки зрения формальной логики, а старались привнести творческое решение.

Так же, предлагаем Вам посмотреть видео с аффирмациями на каждый день.

Если вам понравилось видео, Вы можете записаться на консультацию к психологу и получить персональные аффирмации и техники.

Источник: https://vashe-soznanie.ru/vnutrennie-problemy/kak-voznikaet-vyuchennaya-bespomoshhnost-kak-izbavitsya-ot-vyuchennoj-bespomoshhnosti.html

Без меня обойдусь, или о выученной беспомощности

Беспомощность (беспомощное поведение)

Понятие learned helplessness, или выученная беспомощность, вошло в обиход благодаря американскому психологу Мартину Селигману. В начале 60-х годов учёный решил дополнить исследование условных рефлексов И. П. Павлова и искусственно выработать у подопытных собак устойчивый страх перед звуком колокольчика.

Для этого животных, запертых в клетках, били током каждый раз, как раздавался звон. Селигман предположил, что когда представится возможность, собаки разбегутся от этой трели, как от огня.

На деле всё оказалось не так: клетки открыли, но после очередного звона животные покорно ложились на пол и скулили в ожидании разряда.

Теперь я буду скулить и ложиться на пол каждый раз, как услышу колокольчик.

Спустя три года учёный, объединившись с коллегой Стивеном Майером, решил подтвердить напрашивающийся вывод. На этот раз задействовали две группы собак: одни оказались в той же безвыходной ситуации с током, другие могли спасти себя и товарищей по несчастью из первой группы, ткнув носом в кнопку.

Спустя некоторое время всех собак переместили в наэлектризованные вольеры, которые запросто можно было покинуть, преодолев небольшой барьер.

Нетрудно догадаться, что животные из второй группы, усвоившие цепочку действие-спасение быстро сбегали от опасности, а собаки, ранее оказавшиеся в условиях безвыходности, оставались и терпели боль.

Мне больно, но я терплю, потому что не знаю, что можно не терпеть.

Психология повиновения и свобода воли

В 70-х другие учёные экспериментально доказали существование феномена приобретённой беспомощности у людей. Так, психолог Дональд Хирото «пытал» добровольцев громким раздражающим звуком.

При этом у одной группы подопытных была возможность его отключить, а другой оставалось только ждать, когда всё это закончится. Затем мучения ненадолго прекращались, и всех испытуемых просили поместить руку в специальную коробку.

Как только она касались дна, неприятный звук раздавался вновь. Ни та, ни другая группа не была осведомлена, что если дотронуться до одной из стенок ящика, дребезжание прекратится.

Однако те, кто до этого мог самостоятельно спасти себя от дискомфортных ощущений, активно занимались поиском выхода и сейчас, остальные же наглядно демонстрировали выученную беспомощность.

В 1976-м психологи Эллен Джейн Лангер и Джудит Роден провели исследование феномена в доме престарелых. Постояльцам с разных этажей создали различные условия жизни: за одних всё, вплоть до меню и обстановки комнат, решал персонал, другие же принимали самостоятельные решения.

Спустя три недели испытуемых расспросили о том, насколько они удовлетворены жизнью, а также протестировали их здоровье. Выяснилось, что активные участники пребывали в лучшем физическом и эмоциональном состоянии, чем пассивные.

Более того, учёные вернулись в учреждение спустя полгода и выявили, что эта тенденция сохранилась: контролировавшие в ходе эксперимента свою жизнь постояльцы до сих пор пребывали в завидном тонусе и были более проактивны, чем участники другой группы.

Этот опыт доказал не только сам факт существования выученной беспомощности, но и её влияние на физическое и эмоциональное здоровье человека.

Кадр из т/с «Дерек»

Согласно выводам Селигмана, выученная беспомощность — это дефицит способностей в трех сферах: мотивационной, когнитивной и эмоциональной.

Мотивационный дефицит проявляется в отсутствии навыка побуждать себя к действию, когнитивный — в неспособности быть гибким, осознавать, что единичный промах — не катастрофа, эмоциональный — в подавленном состоянии и чувстве безысходности (на этой почве часто развивается клиническая депрессия).

С меня хватит! Или о профессиональной деформации

Кандидат психологических наук Наталия Солнцева отмечает, что диагностировать у человека выученную беспомощность можно с помощью фраз-маркеров, часто употребляемых в повседневной жизни: «не могу», «не хочу», «всегда», «никогда», «все бесполезно», «в нашей семье все такие» и так далее. Если вы часто ловите себя на использовании этих коварных установок — стоит задуматься.

Как формируется беспомощность?

В ходе дальнейших опытов Мартин Селигман выяснил: собаки с выученной беспомощностью воспитывали это свойство в своих щенках. В мире людей действует та же закономерность. Психолог Диана Циринг выделяет четыре типа дисфункционального родительского поведения, приводящего к формированию беспомощности у детей: 

  • гиперпротекция (чрезмерный контроль, отслеживание каждого действия ребенка);
  • возложение на ребенка слишком большой ответственности;
  • жестокое обращение;
  • непоследовательное воспитание.

В первом случае инфантильность формируется в результате полного отсутствия самостоятельности, в остальных трёх — как защитная реакция психики: «Я не могу соответствовать возложенным на меня ожиданиям, поэтому предпочитаю ничего не делать»; «Мои действия не могут остановить насилие, я слишком мал и беспомощен»; «Я всё равно не могу предсказать, как отреагирует мама, что бы я ни делал».

Кадр из к/ф «Похороните меня за плинтусом». Бабушка — типичный пример деспотичного родительского поведения.

Впрочем, беспомощность воспитывается и в здоровых семьях, через простые бытовые ситуации, в которых родители могут выступать с самыми благими намерениями: регулярное выполнение домашней работы за ребенка («Но ему же трудно, я хочу помочь!») лишает его ощущения, что он сам способен заработать хорошую оценку; грубая лесть в адрес неумелого рисунка или первого кулинарного опыта («Но я же просто хочу похвалить!») лишает мотивации к дальнейшему развитию, а гендерные стереотипы («Ну он же мальчик, зачем ему на танцы?!») накладывают запрет на многие настоящие потребности ребенка.

Категорический императив: как общаться друг с другом

Во взрослой жизни функция воспитателя выученной беспомощности переходит к обществу.

Американский антрополог и культуролог Риан Айслер провела исследование разных периодов развития человечества и выявила два типа культуры: доминаторную и партнёрскую. характеристика первой — взаимоотношения людей практически во всех сферах строятся по принципу управление-подчинение.

Современное общество во-многом основано именно на доминаторной культуре. А её жёсткая иерархичность, в свою очередь, создает почву для настоящей эпидемии беспомощности.

Так, во многих компаниях мнение руководства утверждается как единственно верное, а инициативы подчиненных подавляются или выдаются начальниками за свои; мнение студентов не воспринимается преподавателями всерьез; муж считается «главой семьи», а жена, согласно распространенной установке, должна быть покорной (к слову, такой подход не только формирует выученную беспомощность у женщин, но и пополняет статистику домашнего насилия).

Кадр из т/с «Большая маленькая ложь»

Доминаторная структура проявляется и в отношениях между государством и гражданином: долгие бюрократические процессы, ореол недоступности вокруг власть предержащих создают ощущение бессилия.

Помимо прочего выученная беспомощность формируется вследствие череды неудач или пережитого стрессового события, во время которого человек полностью теряет контроль над обстоятельствами: стихийного бедствия, теракта, экономического кризиса.

Обратная сторона медали

«Назло маме уши отморожу»: антисценарий или осознанный выбор?

У беспомощных людей атрофированы здоровые навыки удовлетворения потребностей, однако сами потребности, естественно, никуда не исчезают.

В отсутствии инструментов, изворотливая психика ищет иные способы реализации нужд и человек встает на путь манипуляций. Не зря беспомощность — главное «оружие» жертвы из известного драматического треугольника Стивена Карпмана.

Жертва провоцирует окружение на обслуживание ее потребностей.

Это может проявляться по-разному, но чаще всего – через навязывание близким чувств вины и жалости: демонстративные вздохи, сетование на здоровье, отсутствие денег, оказание непрошеной помощи (тот, кому «причинили добро», как правило, ощущает себя обязанным жертве), взыскание «долгов» за само собой разумеющееся (« Мы же тебя воспитали!»).

Кадр из к/ф «Цветы на чердаке»

«Негативное оценивание окружающего мира, убеждённость в неспособности контролировать жизненные события и управлять ими способствуют возникновению склонности к манипулированию окружающими и реализации манипулятивной стратегии поведения», — подтверждает Диана Циринг.

Пребывание в состоянии выученной беспомощности может быть очень соблазнительным, ведь при развитых навыках манипуляций можно нет-нет, да заставить окружающих удовлетворить ваши потребности. Однако ни о каких здоровых, счастливых взаимоотношениях взрослых людей здесь и речи не идёт.

Что делать?

Хорошая новость: через какое-то время после «пыток» собак Мартину Селигману удалось научить беспомощных животных самостоятельно спасать себя от тока. Многие люди тоже избавляются от инфантильности посредством внутренней работы — самостоятельно или с поддержкой специалиста (лучший вариант — бихевиоральная психотерапия).

Эффективную концепцию по борьбе с беспомощностью в 80-х разработали советские психофизиологи Вадим Ротенберг и Виталий Аршавский.

Суть их стратегии под названием «поисковая активность» состоит в сосредоточении на промежуточных результатах и постепенном изменении неконтролируемой ситуации небольшими шагами.

Сегодня похожие практики (разбиение глобальных целей на маленькие задачи) предлагают многие бизнес-тренеры и коучи личностного роста, включая Глеба Архангельского.

При выученной беспомощности глобальные перемены действительно кажутся страшными и недостижимыми, а вот небольшие шаги пугают не так сильно. Например, если с детства вам внушали, что вы транжира и никогда не сможете накопить, мечты о собственной квартире, машине или путешествии кажутся заоблачными («Да разве я смогу?»).

Попробуйте начать с теоретических расчетов: поищите информацию о конкретной стоимости покупки, запишите эту цифру. Прикиньте, сколько сможете откладывать с зарплаты (отговорка «нисколько» не принимается!).

Подумайте об инструментах — накопительный счет, дополнительная дебетовая карта, конверт в укромном месте? Посчитайте, сколько потребуется времени. Как только разработаете план, приступайте к практике. Лучше думать о накоплениях прямо перед зарплатой: сегодня — готовая стратегия с цифрами и сроками, завтра — доход и первая отложенная сумма.

Важный нюанс: подкрепляйте промежуточные достижения (даже если они кажутся незначительными) позитивными эмоциями: пополнили депозит – берите отгул на работе!

Со временем в мозге начнут формироваться новые нейронные связи, действовать и менять жизнь к лучшему станет легче. А главное, появится ни с чем не сравнимое ощущение внутренней силы и уверенности.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://newtonew.com/science/bez-menya-oboydus-ili-o-vyuchennoy-bespomoshchnosti

Беспомощное состояние потерпевшего

Беспомощность (беспомощное поведение)

Беспомощное состояние в уголовном праве относится к категории отягчающих обстоятельств согласно ст. 63 Уголовного кодекса РФ.

Совершение преступления в отношении лица, находившемся в беспомощном состоянии, предусматривает более жесткое наказание. При рассмотрении преступлений, где жертвой становится беспомощный человек, чаще всего речь идет об убийстве или изнасиловании.

Что же такое беспомощное состояние, какое наказание предусмотрено в отношении лиц, совершивших преступление по отношению к жертвам, находящимся в беззащитном состоянии?

Что такое беспомощное состояние человека?

Беспомощное состояние – это такое состояние, при котором человек по определенным обстоятельствам не смог оказать сопротивление преступнику либо он не понимал последствий действий злоумышленника.

К категории лиц, которые могут находиться в беспомощном состоянии при совершении в отношении них какого-то преступления, можно отнести:

  • физиологическая беспомощность (малолетние, несовершеннолетние лица, старики зачастую не могут постоять за себя, предотвратить преступление);
  • лиц с наблюдающимися у них психическими расстройствами;
  • лиц в состоянии алкогольного опьянения;
  • лиц, которые попали в беспомощное состояние из-за сильного испуга, эмоционального шока. Например, на девушку напал насильник. Она так сильно испугалась, что он с ней может сделать, что потеряла сознание. Насильник воспользовался этим случаем и изнасиловал ее, когда та была без сознания.

Обстоятельства беспомощного состояния потерпевшего в 2019 году

В уголовном праве выделяют субъективные и объективные обстоятельства беспомощности человека, в отношении которого было совершено преступление:

  • субъективные обстоятельства – это индивидуальные особенности организма потерпевшего. Сюда можно включить малолетний возраст жертвы, престарелость, наличие у потерпевшего психической или физической патологии, заболевания;
  • объективные обстоятельства – это такие ситуации, при которых в момент совершения преступником злодеяния жертва находилась в беспомощном состоянии. Например, во время изнасилования потерпевшая находилась в состоянии сильного алкогольного или наркотического опьянения, жертва была обездвижена – привязана подвешена придавлена, закрыта и т. п.

Убийство лица в беспомощном состоянии

Ответственность за лишение жизни другого человека предусмотрена статьей 105 УК РФ «Убийство». Санкция статьи предусматривает наказание в виде лишения свободы сроком от 6 до 15 лет. Однако наказание может быть куда строже.

Так, в п. 2 «в» указано, что если преступник совершил убийство в отношении лица, которое находилось с беспомощном состоянии (например, малолетний ребенок, человек, которому были перевязаны руки и ноги, поэтому никакого сопротивления он не мог оказать убийце), тогда ему грозит одно из следующих наказаний:

  • тюремное заключение сроком от 8 до 20 лет с ограничением свободы сроком 1-2 года;
  • пожизненное лишение свободы.

Беспомощное состояние при изнасиловании

В Уголовном кодексе есть статья 131, регламентирующая ответственность преступника-насильника.

Так, в п. 1 этой упомянутой статьи говорится, что изнасилование с использованием беспомощного состояния жертвы влечет за собой такое наказание для виновного:

  • тюремное заключение сроком 3-6 лет.

Женщина, девушка признается беспомощной при изнасиловании в том случае, если она в силу своего физического или психического состояния не могла оказать сопротивление виновному.

Например, 11-летняя девочка вообще не понимала происходящего, не знала, что с ней делают, зачем раздевают. Или, к примеру, девушка, страдающая ДЦП, в силу своих особенностей организма, не могла дать отпор насильнику.

Если речь идет о подростках в возрасте 14-18 лет, тогда говорить о беспомощном состоянии не приходится (в случае, если у жертвы нет никаких физических или психических проблем).

В 14 лет девочки уже понимают, что такое насилие сексуального характера, поэтому к беспомощной категории лиц их не относят. За изнасилование несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет предусмотрена другая ответственность по той же 131 статье УК РФ.

Если насильственные действия сексуального характера были совершены в отношении женщины, которая находилась в состоянии алкогольного опьянения, то не всегда такое состояние может быть расценено судьей, как беспомощное.

Беспомощным состоянием может быть признана только та степень опьянения жертвы, при которой женщина уже лишилась всякой возможности понимать значение происходящего либо она уже не может оказывать сопротивление насильнику.

Является ли сон беспомощным состоянием при убийстве?

Можно предположить, что убийство, совершенное в то время, когда жертва спала, можно считать отягчающим, поскольку по факту жертва находилась без сознания, то есть она не понимала, что ее сейчас лишат жизни. Однако это не совсем так.

При определении беспомощного состояния законодатель имел в виду, что в случае если лицо, находящееся в беспомощном состоянии, испытывает особые страдания, он как бы понимает, что его хотят убить, однако ничего не может предпринять, чтобы противостоять преступнику.

Именно поэтому считается, что в этом случае жертва испытывает особые страдания, ведь даже на помощь она не может никого позвать. Если же говорить о жертве, которая была убита во время сна, то здесь нет отягчающих обстоятельств.

Поэтому убийство человека, который в момент совершения преступления спал, нельзя отнести к преступлениям с отягчающими обстоятельствам.

В таком случае виновный будет привлечен к ответственности по части 1 статьи 105 УК РФ, где максимальный срок наказания – 15 лет лишения свободы (при умышленном убийстве 1 человека).

Оставление человека в беспомощном состоянии: ст. 125 УК РФ

Если некое лицо оставило без помощи другое лицо, которое находилось в опасном для жизни состоянии, при этом оно знало, что в отношении беззащитного будет совершено противоправное действие или преступление, тогда ему может грозить одно из следующих видов наказаний:

  • денежное взыскание до 80 тысяч рублей;
  • выполнение бесплатных общественно полезных работ сроком до 360 часов;
  • выполнение работ, назначенных судом, с вычетом определенной суммы в счет государства (срок работ – до 12 месяцев);
  • арест сроком до 3 месяцев;
  • лишение свободы сроком до 12 месяцев.

Пример из судебной практики: в Архангельске мужчину приговорили к тюремному заключению сроком на 11 лет за убийство своей матери, которая находилась в беспомощном состоянии.

Дело было так: мать (инвалид 1 группы, у женщины были ампутированы ноги) поссорилась с сыном на бытовой почве. Вспыльчивый сын, в порыве гнева, решил уйти из дому, бросив при этом мать-инвалида одну в холодном доме. Домой он вернулся только через неделю, обнаружив мать мертвой.

Судья пришел к выводу, что подозреваемый понимал, что своим бездействием может причинить тяжкий вред потерпевшей, однако несмотря на это, он оставил беспомощного человека самого в доме. При этом дом не отапливался (температура воздуха на момент расследования была 10 градусов, притом что жертву обнаружили мертвой в одном только подгузнике и майке).

Судья посчитал, что женщина испытала особые страдания и мучения, а ее сын мог предвидеть такой финал, предотвратить наступление ее смерти, однако не сделал этого.

Под беспомощным состоянием в уголовном праве понимается причинение лицу физических страданий, смерти при условии, что потерпевшее лицо в силу своей беспомощности не смогло оказать сопротивление виновнику преступления.

К беспомощным лицам можно отнести детей, престарелых людей, инвалидов, а также лиц, находящихся в состоянии алкогольного (наркотического) опьянения, душевнобольных.

  • Отягчающие обстоятельства преступления

Источник: http://ugolovnyi-expert.com/bespomoshhnoe-sostoyanie-v-ugolovnom-prave/

Теория выученной беспомощности

Беспомощность (беспомощное поведение)

Была разработана в 1960-х и 1970-х годов американским психологом Мартином Э. П. Селигманом, в ходе эксперимента на собаках.

Поведение человека всегда были интригующей темой исследований. Несмотря на все исследования о человеческом разуме, мы вряд ли сможем выяснить, что заставляет нас вести себя так, как мы ведём. Однако людям наверняка удалось пролить некоторый свет, как минимум, на несколько важные области.

Обратите внимание на эти выражения: «Я бы все равно не смог. Зачем беспокоиться?» или «Противостояние и бунтарство бесполезно! Меня ругали всегда». Если вы услышали, что кто-то произносит эти слова то они, безусловно, демонстрируют признаки выученной беспомощности. Давайте попробуем разобраться, что это понятие означает на самом деле.

Что такое выученная беспомощность?

Простыми словами, это поведенческая черта, когда индивидуум (или организм) принимает свою боль, физическое/психологическое насилие, преследование или любую другую проблему как неизбежность и неконтролируемое обстоятельство, даже если этого можно избежать.

Теория выученной беспомощности, применяемая к людям, подразумевает, что психологические заболевания, такие как депрессия, могут возникать из-за предполагаемого отсутствия контроля над вытекающими последствиями из ситуации в будущем.

Таким образом, это цикл, когда человек переживает нежелательные или отвратительные события, развивается «воспринимаемое» отсутствие контроля над такими событиями, а затем приводит к твердому убеждению в беспомощности в отношении таких событий.

Обученная беспомощность характеризуется фобиями, депрессиями, негативными эмоциями, такими как печаль, тревога, разочарование, низкая самооценка и отсутствие мотивации.

В психологии

Теория беспомощности относит ее к нескольким поведенческим причинам, как клиническая депрессия, одиночество, злоупотребление наркотиками, дискриминация, старение, алкоголизм и другие.

Человек, который социально застенчивый и все время страдает от сомнения в себе, начинает чувствовать, что не может контролировать результаты в той или иной ситуации.

Это может полностью препятствовать любым социальным взаимодействиям вообще, из-за его ложного восприятия.

Аналогичным образом, беспомощность частично является причиной таких проблем, как трудности, с которыми столкнулся человек в вышеизложенной зависимости или стрессовые отношения между супругами, где разлука рассматривается как невозможный исход, воспринимаемый как выход из-под контроля, позволяя накапливаться стрессу.

В классе

Страх или отсутствие усилий по повышению эффективности в том или ином предмете, например, математика, это тоже пример выученной беспомощности. Некоторые студенты на занятиях всегда сидят тихо и застенчиво. Они никогда не будут добровольно говорить или отвечать на вопрос.

Это больше о том, успешны они или неудачны в классных тестах, или заданиях были до сих пор, а не об их способностях в качестве студентов в целом. Как только они потерпели неудачу в конкретной теме, они считают, что это ситуация, которая выйдет из-под их контроля после этого.

Эта беспомощность усиливается одним или двумя экземплярами, поддерживающими их модель мышления. Если ребенка, который обычно не отвечает на вопросы в классе, заставляют говорить о чем-то, то обычно его класс своим поведением сам подтверждает беспомощность ребенка.

Исследования доказали, что дети воспринимают неудачу по-разному; некоторые видят в ней недостаток усилий, в отличие от других.

У собак

Эксперимент, который провел Селигман, был изначально о классической обусловленности у собак. Однако он попробовал вариацию в эксперименте. Вот как сам Селигман описывает схему этого эксперимента: «…Первой группе предоставлялась возможность избежать болевого воздействия.

Нажав на панель носом, собака этой группы могла отключить питание системы, вызывающей шок. Таким образом, она была в состоянии контролировать ситуацию, ее реакция имела значение. Шоковое устройство второй группы было «завязано» на систему первой группы.

Эти собаки получали тот же шок, что и собаки первой группы, но их собственная реакция не влияла на результат.

Болевое воздействие на собаку второй группы прекращалось только тогда, когда на отключающую панель нажимала «завязанная» с ней собака первой группы. Третья группа шока вообще не получала.»

Таким образом, две группы собак подвергались действию электрошока равной интенсивности в равной степени, и абсолютно одинаковое время. Единственное различие состояло в том, что одни из них могли легко прекратить неприятное воздействие, другие же имели возможность убедиться в безрезультативности своих попыток как-то влиять на неприятности.

С третьей группой собак ничего не делали. Это была контрольная группа. После такого рода «тренировки» все три группы собак были помещены в ящик с перегородкой, через которую любая из них могла легко перепрыгнуть, и таким образом избавиться от электрошока.

Именно так и поступали собаки из группы, имевшей возможность контролировать шок. Легко перепрыгивали барьер собаки контрольной группы.

Собаки же с опытом неконтролируемости неприятностей жалобно скулили, метались по ящику, затем ложились на дно и поскуливая переносили удары током все большей и большей силы.

Живое существо становится беспомощным, если оно привыкает к тому, что от его активных действий ничего не зависит, что неприятности происходят сами по себе и на их возникновение влиять никак нельзя.

Политическое соучастие

Граждане принимают участие в функционировании политической системы страны путем ания. Люди выбирают своих представителей или лидеров в ожидании удовлетворения своих потребностей.

После проведения ания в течение значительного периода времени, если они узнают, что обещания не были выполнены, или не был достигнут прогресс по важнейшим вопросам, они, как правило, расстраиваются за свой голос (узнают о беспомощности).

Их отношение и настрой «Так ли это важно?» начинает вкрадываться в их сознание.

Насилие в семье

Нередко женщины терпимо относятся к насилию в семье. Это может быть в форме физического насилия, угрозы, психического стресса, сексуального насилия и т. д.

Когда женщины, как правило, принимают данную ситуацию без какого-либо сопротивления такому насилию и чувствуют, что насилие является частью их жизни, они поддались выученной беспомощности.

И, возможно, они используют его в качестве защитного механизма.

Жестокое обращение с детьми

Ребенка часто избивают дома в качестве наказания за каждую ошибку, что он делает. Ребенок может сначала попробовать противостоять родителям, кричать и плакать, или даже бить их в ответ.

Однако если он получит интенсивнее удар на протест, это постепенно притупит его стремление к сопротивлению. Ребенок будет не знать, что он может изменить сценарий, и он не будет бороться или попытаться избежать сценария.

Это повысить его шансы к жестокому обращению, что может стать привычным отношением.

Записаться на консультацию Вы можете с помощью формы обратной связи.

Источник: https://Pendelson.ru/cognition/articles/person/189-theory-of-helplessness.html

ovdmitjb

Add comment