Irvuz

Барьер характера и темперамента

Что такое психологический барьер и как его преодолеть?

Барьер характера и темперамента

Психологическим барьером называется специфическое состояние человека, не позволяющее ему осуществить желаемое или занять активную позицию.

Очень часто, находясь в компании, люди не могут свободно поддерживать разговор, озвучить свои мысли или сделать простые на первый взгляд вещи.

Невозможность переступить через себя и сделать желаемое из-за необъяснимых внутренних страхов и переживаний является психологическим барьером.

Каждый человек не раз в своей жизни сталкивался с одним из видом психологических барьеров (мы создаем их на подсознательном уровне). В этом нет ничего страшного, если все в пределах разумного и находится под контролем.

Наличие подобной проблемы нельзя оставлять без внимания, если человек постоянно находится в стрессовом и скованном состоянии, ведь ограниченность в движениях и общении делает его замкнутым, раздраженным и несчастным.

Неуверенность в себе, заниженная самооценка, внутренние страхи и внутренний конфликт с собой являются основными причинами возникновения подобной проблемы, но не всегда.

Существует несколько разновидностей психологических барьеров, имеющих свои отличия и особенности.

Виды психологических барьеров

  1. Одним из наиболее распространенных вариантов считается «Первое впечатление». Практически каждый человек не раз выстраивал перед собой психологический барьер, не осознавая этого. Бывает, что при первом знакомстве (или посещая незнакомое место, компанию) людям не нравятся их оппоненты.

    В этом случае поведение активного и жизнерадостного человека становится совершенно обратным. Молчаливая позиция, нежелание активно принимать участие в играх (танцах, обсуждениях), полная погруженность в собственные мысли и желание поскорей закончить знакомство – именно это является барьером «первого впечатления».

  2. Конфликт в стилях мышления.

    Каждый из нас является личностью со своим восприятием жизненных ситуаций и наличием собственного мнения. Озвучивание своих мыслей и вступление с собеседником в спор по поводу их правоты влечет за собой конфликтную ситуацию и неприятный осадок.

    Довольно часто после громких и долгих дискуссий каждый остается при своем мнении, а между оппонентами возникает напряженность и не восприятие (каждый выстраивает личный барьер касательно второго).

  3. Несовпадение темпераментов еще один вид влекущий возникновение барьера.

    Довольно часто столкновение между вспыльчивым и чрезмерно активным холериком и медлительным флегматиком может возникнуть психологический барьер. Даже не подозревая, именно флегматики чаще всего выстраивают защиту из-за боязни слишком импульсивного и жестикулирующего собеседника. Аналогичная ситуация обстоит между меланхоликами и сангвиником, оптимистами и пессимистами.

    Безусловно, практически не существует темпераментов в чистом виде. В зависимости от умения и желания человека приспосабливаться и слышать другого прямо зависят ощущения его комфорта и отсутствие (или присутствие) в общении барьеров.

  4. Различие целей еще одна причина, расставляющая все по своим местам. В одной и той же ситуации люди могут иметь совершенно разные цели.

    Пример: Семья отправляется в отпуск на дачу. Муж стремится провести все время на рыбалке. Жена надеется посадить огород и надеется на помощь от мужа и сына. Ребенок вообще изначально договорился о встречи с друзьями. Несмотря на то, что все направляются в одно место у каждого свои планы, и никто не хочет уступать.

    Именно из-за неумения слушать собеседника и идти на компромисс возникает психологический барьер в общении.

  5. Моральный барьер – еще одна разновидность, возникающая из-за неприязни к определенному поведению людей (грубость, наглость, лживость и т.п.). Наличие психологического барьера не всегда является негативным явлением, но если это происходит постоянно независимо от ситуации и круга общения стоит предпринять некоторые меры, способствующие решить проблемы.

Способы преодоления

  1. Следует научиться понимать себя (чувствовать в какой именно момент начинает выстраиваться барьер) и других (видеть их поведение и распознавать чужие барьеры).
  2. Постараться создать комфортную атмосферу во время общения. Если замечаете что та или иная тема вызывает столкновение характеров и мнений лучше переключиться на что-то более оптимистичное, легкое и непринужденное.
  3. Активное использование чувства юмора всегда помогает расслабиться и поспособствует веселому диалогу.
  4. Слишком импульсивным личностям стоит немного контролировать свою громкую речь и активную жестикуляцию.
  5. Посещение социально-психологических тренингов.

Источник: https://psychologyc.ru/chto-takoe-psixologicheskij-barer-vidy-prichiny-i-sposoby-preodoleniya/

Характер и темперамент | Виды темперамента и их характеристика

Барьер характера и темперамента

Каждый человек уникален. Наша психика многогранна, мы воспринимаем окружающий мир по-разному. Восприятие того, что происходит вокруг, зависит от многих факторов, например от воспитания, типа темперамента, социального опыта. Рассмотрим что такое темперамент и его 4 основных вида.

Темперамент: 4 типа темперамента человека

Темпераментом человека можно назвать своего рода биологический фундамент, на базе которого формируется сама личность. Это социальные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности, поведение и социальную адаптацию людей.

Основателем учения о типах темперамента принято считать Гиппократа. Он утверждал, что люди разделяются в зависимости от соотношения четырех основных субстанций организма: черной желчи, желтой желчи, флегмы и крови.

Клавдий Гален поддержал идею Гиппократа и написал целый научный трактат под названием «Правильная мера». Клавдий Гален выделил четыре основных типа темперамента человека.

Это сангвиник (кровь), холерик (желчь), флегматик (флегма), меланхолик (черная желчь).

Пройдите тест на темперамент и экстраверсию/интроверсию.

Свойства темперамента в психологии

Темперамент человека основывается на ряде специфических свойств, таких как:

Сенситивность. Это степень силы внешнего воздействия, необходимая для возникновения реакции со стороны психики. Одни люди реагируют спокойно на внешние раздражители, другие проявляют буйную реакцию;

Реактивность. Свойство реактивности определяется уровнем непроизвольности реакции на внутреннее или внешнее воздействие (резкий звук, тон голоса);

Активность, соотношение активности и реактивности. Эти свойства свидетельствуют о том, как человек реагирует на жизненные трудности. Готов ли он преодолевать разнообразные препятствия в жизни, быть целенаправленным, настойчивым, внимательным;

Ригидность и пластичность. Данные свойства темперамента могут говорить о том, насколько умело человек может приспосабливаться к внешним воздействиям социальной среды;

Темпы реактивной деятельности. Они характеризуют быстроту психических процессов и реакции на внешние раздражители;

Интроверсия и экстраверсия. Эти свойства зависят от скорости реакций человека, быстроты применяемых решений;

Эмоциональная возбудимость. Характеризует степень внешнего воздействия на человека в виде проявления признаков эмоционального возбуждения;

Холерик — характеристика темперамента: плюсы и минусы

Холерики обладают сильным волевым характером.

Тип нервной системы: неуравновешенный, безудержный, излишне подвижный.

Холерик берется за любые трудные задачи, не смотря на сложность. Такие люди прекрасные ораторы, они красноречивы и убедительны практически в любом споре.

Холерики не злопамятны, обиды они забывают быстро и не могут держать в себе долго чувство злобы на обидчика.

Холерики прекрасные руководители, они могут организовывать людей и принимать за них сложные решения. В критической ситуации холерик способен сгруппироваться, дать отпор противнику, защитить слабого человека.

Холерик не сдержан в своих высказываниях по отношению к происходящим событиям, может иногда нагрубить.

У холериков отмечается определенная склонность к доминированию над другими людьми. Часто люди с таким темпераментов подвержены быстрой смене настроения, излишней жестикуляции.

В любовной сфере холерик достаточно ревнив, при этом любимый человек для него становится своего рода собственностью. Люди с таким типом темперамента быстро влюбляются и привязываются к другому человеку. Иногда холерики в отношениях склонны к гневу и скандалам.

Дети-холерики довольно капризны, часто бывают центром внимания в семье. Ребенок может использовать свои эмоции для получения желанного результата. Такие дети часто капризничают, в подростковом возрасте проявляют гиперактивность, могут увлекаться спортом или музыкой, но увлечения быстро надоедают им.

Недостатки холерика

К основным недостаткам холерика можно отнести:

  • Излишнюю торопливость в своих поступках и действиях;
  • Холерики не терпеливы;
  • Лишнюю импульсивность и неуравновешенность;
  • Чрезмерную прямолинейность и резкость при коммуникативным общении с другими людьми;
  • Агрессивность, возникающую периодически;

Психологи рекомендуют холерикам научиться работать над собой. Эта работа должна заключаться в умении контролировать себя в любых конфликтных ситуациях.

Часто холерики принимают не обдуманные решения и буквально бросаются в омут с головой.

Им подходит тактика десяти секунд, которая заключается в том, что перед принятием важного решения или высказывания мнения надо мысленно досчитать до десяти.

Сангвиник — характеристика: плюсы и минусы сангвиника

Сангвиники представляют собой жизнерадостных и неисправимых оптимистов. Эти люди не могут сидеть на месте, им необходимо постоянное движение.

Сангвиники очень активные, и эта активность проявляется буквально во всех сферах жизни сангвиника. Они любят быть в центре внимания, но в отличие от холериков не обладают замашками диктаторов.

Особенность психологического поведения сангвиников отличается высокой степенью возбудимости.

Сангвиники умеют ладить с людьми, находить компромисс при любых сложных жизненных ситуациях. Они находчивы и предприимчивы. Сангвиник может буквально повести за собой толпу, ведь эти люди отличные ораторы, умеющие убеждать остальных в своей правоте.

Гиперактивность не дает сангвинику права сидеть на месте. Он старается сделать свою жизнь ярче и интересней. Такие люди любят путешествовать, открывая для себя все новые и новые грани окружающего мира. Многие художники, музыканты, актеры как раз сангвиники.

Психологическая особенность сангвиника

Если говорить о психологической составляющей сангвиников, то у данных людей степень возбуждения центральной нервной системе довольна велика. Порог торможения наоборот низкий, и поэтому сангвиники воспринимают мир несколько иллюзорно.

Но в тоже время мышление и функции памяти развиты замечательно. Часто сангвиники фокусируют свою память только на том, что вызывает их интерес. Они могут запоминать курьезные случаи, но при этом забывать даты дней рождения свои знакомых.

Сангвиники обращают внимание на приметные детали, например яркую одежду или необычную прическу собеседника.

Эмоциональный фон сангвиников довольно разнообразен. Эти люди эмоциональны и не боятся показывать свои переживания другим. Часто жестикулируют при разговоре, могут обнять или поцеловать при встрече.

Эмоции эти совершенно искренние, сангвинику хочется нравиться людям и получать от них в ответ такую же реакцию. Сангвиники отличаются нестандартным мышлением, они постоянно пытаются познать что-то новое, изменить свой имидж или род деятельности.

Монотонная работа и одиночество приводит их к сильной депрессии.

У людей с подобным видом темперамента очень много друзей. Сангвиник умеет дружить, и всегда приходит к человеку на помощь в сложной ситуации. В личных отношениях сангвиники иногда бывают ветрены. В построении крепкой семьи им мешает чрезмерная жажда общения.

Основные недостатки сангвиников:

  • Непостоянность в действиях и поступках. Сангвиник часто берется за дело, но редко доводит его до конца, такие люди не могут работать на однообразной работе;
  • Сангвиники часто переоценивают себя и свои возможности;
  • Люди с подобным темпераментом имеют перепады настроения, им сложно выработать в себе волевые качества;

Психологи рекомендуют сангвиникам больше работать над своей силой воли. Уделять внимание мелочам, учиться рассчитывать на свои силы.

Флегматик — характеристика: плюсы и минусы

Флегматик это уравновешенный человек, тщательно продумывающий каждый свой шаг. Обычно такие люди имеют аналитический склад ума и трезво смотрят на окружающую жизнь.

Флегматики довольно ленивы, часто предпочитают не активничать и плыть по течению. Они всегда спокойны и невозмутимы. Даже если они пережили стресс или неприятную жизненную ситуацию, то не всегда показывают свой нрав.

Флегматика сложно вывести из себя, его нервная система словно весы, держащие равновесие. Если его тяжело вывести на простые эмоции, то заставить проявить активность или радость еще сложнее.

Если говорить другими словами, то флегматичный тип темперамента человека признан наиболее уравновешенным и эмоционально устойчивым.

Флегматики не идут сразу на контакт с людьми, им нужно время для оценки ситуации. Резкая смена окружающей среды для них подобна трагедии и переносится она весьма тяжело. Эти люди не любят активных развлечений, им нравится уютная домашняя обстановка, часто они предпочитают проводить время наедине с собой.

В работе флегматики кропотливы и усидчивы, у них хорошая память и они могут запоминать большие объемы информации.

Флегматики довольно замкнутые и скрытые, они неохотно проявляют симпатию к другому человеку. Но если флегматику понравится представитель противоположного пола, то он сделает все, чтобы добиться его расположения.

Друзей флегматику найти довольно сложно, он плохо идет на контакт. Но если человек с таким типом темперамента находит друга, то эта дружба может длиться всю жизнь. Семья для флегматиков некая крепость, в которой они чувствую себя уютно. В брак такие люди вступают поздно, могут долго находиться в поиске партнера.

Основные недостатки флегматиков:

  • Часто бывают не восприимчивыми, не проявляют инициатив, плохо реагируют на внешние раздражители;
  • Могут быть скупы на эмоции, медленно включаются в работу, плохо идут на контакт с окружающими людьми;
  • Сложно адаптируются при смене жизненной обстановки;

Психологи рекомендуют флегматикам быть подвижными людьми, не допускать вялости и лени.

Меланхолик — характеристика: плюсы и минусы меланхолика

Меланхолики склонны к приступам отчаянья и депрессии. Темперамент таких людей вялый, пессимистичный. Любое событие, даже незначительное заставляет меланхолика переживать. Он не умеет радоваться жизни, и видит ее исключительно в негативном тоне. Грусть и тоска могут накрывать такого человека без причины, часто меланхолики испытывают чувство жалости к себе.

Людям с подобным типом темперамента приходится прибегать к скрытности и подавлению эмоций. Они переживают все в себе, поэтому и появляются депрессивные состояния психики. Психологи отмечают, что огромное количество людей, совершивших суицид как раз меланхолики.

Меланхолик медленно реагирует на внешние раздражители, плохо запоминает информацию, часто страдает от массы комплексов и чрезмерно заниженного уровня личной самооценки. Моторная активность вялая и невыразительная.

Меланхолики не могут работать интенсивно и монотонно, так как им обязательно требуется отдых или небольшие перерывы для стабилизации психологического состояния.

В социальной среде такие люди вялые, малообщительные, им сложно найти вторую половинку или близкого друга. Им сложно быть активными и жизнерадостными.

Выбирают в качестве людей сангвиников или холериков, так как этот выбор объясняется подсознательным стремлением меланхолика быть опекаемым.

Меланхоликам бывает сложно устроить их личную жизнь. Часто большую роль в фиаско любовных отношений играет их нерешительность и трусливость. В спутники жизни себе выбирают сильного человека. Есть и плюсы подобного вида темперамента.

Меланхолики добрые, ранимые, всегда поделятся последним, что у них есть. Им подсознательно хочется помочь нуждающемуся человеку.

Недостатки меланхоликов:

  • Эмоциональная нестабильность, нерешительность, неуверенность в себе и своих силах;
  • Сложность с восприятием окружающего мира, ранимость, пессимистичность;
  • Склонность к депрессивным состояниям психики;

Психологи настоятельно рекомендуют меланхоликам не закрываться в себе.

Пытаться познавать мир, путешествовать, общаться с новыми людьми. Можно попробовать заниматься шефской помощью в целях повышения своей личной самооценки. Заняться активными видами спорта, танцами, любым творчеством. Меланхолику надо быть рядом с близкими и друзьями, и не замыкаться в себе и своих чувствах.

Читайте далее:  Как определить темперамент человека по его поведению

Пройдите тест на темперамент и экстраверсию/интроверсию

Источник картинок-таблиц: psi-school.ru

ФайлРазмер файлаКол-во скачиваний

Темперамент 4 вида 570 KB 553

Источник: https://pikacho.ru/harakteristika-tipov-temperamenta-cheloveka/

Барьер темперамента

Барьер характера и темперамента

Встречаются разные люди – нравственные и безнравственные, гармоничные и негармоничные, волевые и безвольные, сильные и слабые и т.п., при этом каждая личность неповторима. Однако, невзирая на множество различий, у разных людей можно выявить сходные черты.

Сходство проявляется в поведении, внешнем облике, отношениях. Группирование по определенным признакам позволяет выделить определенные типы личности.

Систематизация информации о личности с опорой на выбранное основание позволяет создавать типологии личности, с помощью которых можно определить истинные характеристики личности, прогнозировать ее поведение.

Поскольку в каждом из нас сочетается биологическое и социальное, то в основе нашего характера лежит врожденный тип темперамента, зависящий от типа нервной системы. Изучив особенности характера людей, становится понятным, почему подчас бывает сложно установить контакт и гармоничное взаимодействие с другим человеком.

В поведении, деятельности и отношениях человека огромную роль играют его природные качества, а они в основном проявляются именно в его темпераменте. Не учитывая индивидуально-типологические особенности человека – с ним становится достаточно сложно взаимодействовать. Тип темперамента невозможно изменить, его приходится только учитывать.

Таким образом, учитывая особенности темперамента того или иного человека, можно довольно точно предвидеть его поведение.

Темпераментом называют закономерное отношение устойчивых индивидуальных особенностей личности, характеризующих различные стороны динамики ее психической деятельности.

Он является биологическим фундаментом нашей личности. Он основан на свойствах нервной системы, связан с конституцией человека, обменом веществ в организме.

Всем известны 4 типа темперамента: меланхолик, флегматик, холерик и сангвиник.

Известный психолог-исследователь Ян Стреляу дает следующие психологические характеристики основных классических типов темперамента: Стреляу Я., Митина О.В., Завадский Б. Методика диагностики темперамента. – М: Смысл, 2008. – 104 с.

Флегматик обладает высокой активностью, значительно преобладающей над малой реактивностью, малой чувствительностью и эмоциональностью. Его трудно рассмешить и опечалить — когда вокруг громко смеются, он может оставаться невозмутимым. При больших неприятностях остается спокойным.

Обычно у него бедная мимика, движения не выразительны и замедлены, так же как и речь. Он не находчив, с трудом переключает внимание и приспосабливается к новой обстановке, медленно перестраивает навыки и привычки. При этом он энергичен и работоспособен. Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием.

Как правило, он трудно сходится с новыми людьми, слабо откликается на внешние впечатления, интраверт.

Сангвиник – это человек с повышенной реактивностью, но при этом активность и реактивность у него уравновешены. Ему присущи быстрые движения, гибкость ума, находчивость, быстрый темп речи, быстрое включение в новую работу.

Высокая пластичность проявляется в изменчивости чувств, настроений, интересов, стремлений.

Он не только легко переключается с одной работы на другую, но и в большей степени откликается на внешние впечатления, чем на субъективные образы и представления о прошлом и будущем, экстраверт.

Холерик как и сангвиник отличается малой чувствительностью, высокой реактивностью и активностью. Ему свойственна большая устойчивость стремлений и интересов, большая настойчивость, возможны затруднения в переключении внимания, он скорее экстраверт.

Меланхолик – это человек с высокой чувствительностью и малой реактивностью. Повышенная чувствительность при большой инертности приводит к тому, что незначительный повод может вызвать у него слезы, он чрезмерно обидчив, болезненно чувствителен.

Меланхолику присуще легко отвлекаемое и неустойчивое внимание, и замедленный темп всех психических процессов. Среди меланхоликов больше всех встречаются интроверты. Столкновение людей с разными типами темперамента может формировать определенные барьеры на пути взаимопонимания, нередко приводя к конфликтному исходу.

Именно поэтому при взаимодействии с людьми так важно учитывать их тип темперамента и структуру характера.

Стереотип – это упрощенное, заранее принятое представление, не вытекающее из собственного опыта. В повседневной жизни именно предшествующее получению соответствующих данных (априорное) суждение содержит в себе вывод, который эти данные чаще всего и подтверждают.

Справедливость, прощение, истина не входят в это суждение, ибо оно предшествует получению фактических данных. Предрассудок, конечно, может быть выявлен, учтён и доработан. Но так как срок жизни человека ограничен, тот должен за отпущенное ему время получить все сведения, необходимые для освоения обширной цивилизации, поэтому ему не обойтись без предрассудков.

Эти предрассудки определенным образом влияют на восприятие и понимание явлений окружающей действительности.

Стереотип, по мнению О. Ю. Семендяева, состоит из двух компонентов: когнитивного образа, обеспечивающего предрасположенность человека к восприятию информации, и инструментально-практической установки, создающей контекст оценивания информации и внутренней готовности человека к последующим действиям. Если инструментальный компонент начинает доминировать над когнитивным, т.

е. человек воспринимает только то, что он хочет воспринимать, то истина становится неотличимой от лжи, убеждение перерастает в предубеждение, категориальный стереотип превращается в “имидж”, а люди – в обезличенную и манипулируемую “одинокую толпу”. Семендяева О.Ю. Стереотип как социальный и социально-психологический феномен: Автореф. дис. канд. филос. наук. -М., 1986.

Многие психологи так описывают черты стереотипа:

  • – являются убеждениями, общими для определенной группы людей в обществе, обычно связанными с представлениями о социально-психологических или антропологических характеристиках других общественных групп;
  • – будучи системой убеждений и установок, принятых заранее, не формируются через социальный опыт;
  • – являются неправильными обобщениями – слишком широкими, преувеличенными или упрощенными;
  • – передаются с помощью языка;
  • – относительно устойчивы и с трудом поддаются изменению.

Обычно это преувеличенные и упрощенные оценки, например: украинцы – жадные; французы – любвеобильные и т.п. Однако они достаточно сильно влияют на восприятие информации.

У человека существует устоявшееся, неизвестно на чем основанное мнение и при общении он слепо следует своим установкам и стереотипам.

Получается, что человек “не видит” реальной ситуации, реального человека, а реагирует на свое представление об этом человеке или об этой ситуации.

Стереотипы создают барьеры в общении двумя способами: смысл информации может быть искажен стереотипом того человека, который говорит, а также стереотипным мышлением того, кто слушает. Получается, что люди говорят как бы на разных языках.

Наше мышление имеет тенденцию составлять из абстрактной действительности конкретные образы, т.е. происходит трактовка абстрактных мысленных конструкций как вещей. Таким образом происходит своеобразное овеществление абстракций.

Эта тенденция приводит к закреплению в сознании какой-либо социальной группы подобных конкретных образов.

Еще один источник стереотипов – это естественные склонности людей к “упрощенному мышлению”. На современного человека обрушивается поток информации, поэтому он вынужден прибегать к подобному упрощению.

Таким образом, возникают стереотипы, которые выступают как условные “ярлыки”, наклеиваемые на людей и явления. И они глубоко затрагивают весь процесс восприятия.

Необходимо также учитывать в общении, что стереотипы, имеющие ярко выраженную эмоциональную окраску, являются весьма устойчивыми и плохо поддаются изменениям.

Page 3

В современном мире происходит постоянное расширение контактов «человек-человек» во многих сферах деятельности и на всех уровнях, т.е. большую социальную мобильность.

Большое многообразие контактов, в которые мы ежедневно вступаем, требует от нас самих выполнения целого ряда условий и правил, которые позволят нам общаться, сохраняя личное достоинство и необходимую дистанцию с партнерами.

Многие специалисты утверждают, что для преодоления многих барьеров, необходимо изучать психологические особенности своих партнеров по общению. К сожалению, наша жизнь редко сталкивает нас с людьми, в общении с которыми эти барьеры не возникают.

Поэтому необходимо проявлять снисхождение к проявлениям некоммуникабельности и уметь делать общение бесконфликтным. Для того, чтобы преодолеть барьеры в общении, нужно поставить “диагноз” себе или партнеру и так построить свое поведение, чтобы уменьшить или устранить барьер.

В ходе работы были выявлены проблемы общения и даны некоторые рекомендации по их преодолению там, где это возможно. Но лично мне в заключении хотелось бы поделиться своим собственным принципом, которым я почти всегда руководствуюсь в своей жизни. Это принцип: – «Думайте о взаимной выгоде!».

Уверен, что взаимодействие будет максимально эффективным, если оба партнера по коммуникации получат выигрыш от общения.

Достичь этого можно, если следовать здравому смыслу, уважать интересы партнера по коммуникации, доверять друг другу, ставить перед партнером реальные задачи, а главное – стремиться к тесному общению с различными представителями общества, в котором предстоит жить.

Page 4

Перейти к загрузке файла
  • 1. Бодалев А.А. Личность и общение. — М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 328 с.
  • 2. Бодалев А.А. Психология общения TXT. М.: Издательство “Институт практической психологии”, Воронеж: НПО “МОДЭК”, 1996. -256 с.
  • 3. Краткий психологический словарь. Интернет ресурс:
  • 4. Крысько В. Г. Психология и педагогика : Вопросы – ответы: Структурные схемы: Учебное пособие М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
  • 5. Леонгард К. Акцентуированные личности. – Ростов.: изд-во «Феникс», 1997. – 544 с.
  • 6. Леонтьев А. А. Психология общения. М: Смысл, 2005.
  • 7. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. — Санкт-Петербург: Речь, 2010. — 256 с.
  • 8. Психология общения. Энциклопедический словарь. — М.: Когито-Центр. Под общей редакцией А. А. Бодалева. 2011.
  • 9. Психология самопознания: Учебное пособие для старшеклассников и педагогической практики студентов. -Благовещенск: Изд-во Амурск. гос. ун-та,1996.
  • 10. Руденский Е.В. Социальная психология: Курс лекций. М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2000.
  • 11. Семендяева О.Ю. Стереотип как социальный и социально-психологический феномен: Автореф. дис. канд. филос. наук. -М., 1986.
  • 12. Стреляу Я., Митина О.В., Завадский Б. Методика диагностики темперамента. – М: Смысл, 2008. – 104 с.

  Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter

Источник: https://studwood.ru/609365/psihologiya/barer_temperamenta

Психологические особенности, помогающие и препятствующие эффективному взаимодействию с людьми

Барьер характера и темперамента

Психологическиеособенности, помогающие и препятствующиеэффективному взаимодействию с людьми

Общение имеетогромное значение в формированиичеловеческой психики, ее развитии истановлении разумного, культурногоповедения. Через общение с психологическиразвитыми людьми, благодаря широкимспособностям к научению, человекприобретает все свои высшие познавательныеспособности и качества. Через активноеобщение с развитыми людьми он сампревращается в личность

Эта темаактуальна в современном мире, потомучто процесс общения, коммуникациинаиболее важный процесс в человеческойжизни. Анализируя «состав» своегообщения, трудно пройти мимо такогоочевидного факта, что общение – этокоммуникация, т. е. обмен мнениями,переживаниями, соображениями, настроениями.

И в задушевных беседах с друзьями, и внапряженных переговорах с оппонентами,и выступлении на собрании, и в объяснениис самим собой, и перебранке с соседями,и в признании в любви – в любой конкретнойситуации общения мы всегда что-тосообщаем партеру и что-то узнаем отнего, что-то слышим, а что-то говоримсами.

Для тогочтобы общение было эффективным нужносвести к минимуму все отрицательныефакторы, а одними из них являются барьерыобщения.

В социальнойпсихологии существует большое количествоисследований, посвященных процессукоммуникации в общении и его закономерностям.Имеющиеся результаты во многом проясняют,как и при каких условиях коммуникациябудет эффек­тивной. Они могут бытьполезны и нам, так как помогают осознатьтот круг проблем, который возникает прианализе общения

В психологииобщения выделяют три его стороны:перцептивную,коммуникативную и интерактивную.Перцептивная сторона– это то, как мы воспринимаем партнерапо общению; коммуникативная – это сампроцесс общения, обмена информацией; иинтерактивная – это процесс взаимодействиямежду партнерами

Ошибкиперцептивной стороны общения связаныс действием фактора привлекательности:чем больше внешне привлекателен длянас человек, тем лучше он во всехотношениях; если же он непривлекателен,то и остальные его качества недооцениваются.

Положительноеотношение к нам действительно порождаетсильную тенденцию к приписываниюположительных свойств и отбрасыванию(или невниманию) отрицательных, и,наоборот, явное отрицательное отношениевызывает устойчивую тенденцию незамечать положительных сторон партнераи преувеличивать отрицательные.

Общение –это прежде всего коммуникация, тоесть обмен информацией, значимой дляучастников общения .

конкретной коммуникации может бытьочень различным: обсуждениесвежихновостей или старых, как мир, проблем,сообщение о погоде или спор ополитике,рассказ об «их нравах», или призыв мытьруки перед едой, восторг по поводунашумевшейвыставки или недоумение после недавнихвысказываний жены и о многом

другом,всего не перечислишь. Что бы это ни было– это всегда коммуникация, и представитьсебе общение без нее невозможно.

Существеннои то, что именно с коммуникативнойстороной общения мы частосвязываемпредставления об эффективности общения.Именно здесь лучше всего видныудачии неудачи. Если мы не смогли объяснитьто, что хотели, то вряд ли мы,получим

удовлетворение, а поняв,наконец, что же хотел сказать партнер,обрадуемся.

Барьерыобщения

Под барьерамиобщения подразумевают те многочис­ленныефакторы, которые служат причинойконфликтов или способствуют им. Ведь упартнеров по общению часто разные, внередко и противоположные желания,стремле­ния, установки, характеры,манеры общения, разное само­чувствие

Избегание.Первые и наиболее кардинальное препятствиек эффективному общению– это избеганиеисточников воздействия, уклонение отконтакта с партнером,

Авторитет.Действие авторитета как вида препятствияк эффективному общениию заключается втом, что, разделив всех людей наавторитетных и неавторитетных, человекдоверяет только первым. Авторитетнымлюдям оказывается полное доверие.

Поршневвыделяет четыре уровня непонимания –фонетический, семантический, стилистический,логический.

Внутренниебарьеры общения

В литературев качестве внутренних барьеров выделяютсятакже барьеры темперамента, характераи эмоционального состояния.

Барьертемперамента возникает как следствиевстречи двух людей с разными типаминервной системы.

Барьерхарактера. Характер представляетсобой сочетание наиболее устойчивых,существенных особенностей человека.

Барьернесоответствия самооценки и оценкиокружающих. Это один из наиболеераспространенных источников конфликтови обид.

Барьерманеры общения. Манера общенияформируется на базе темперамента,характера и типа акцентуации личности.

Барьеротрицательных эмоций. В энциклопедическихсловарях сказано, что эмоция – этосубъективная реакция человека навоздействие внутренних и внешнихраздражителей, которая проявляется ввиде удовольствия и неудовольствия ит.д.

Интерактивнаясторонаобщения заключается во взаимодействииобщающихся, т.е. обменом в процессеобщения не только словами, но и действиями,поступками. Это уже не просто общение,а совместная деятельность, направленнаяна реализацию общих для группы целей,это и взаимное влияние друг на другаконтактирующих людей.

Существуетдва вида взаимодействия: кооперация иконкуренция.

Кооперация— основной вид взаимодействия, прикотором происходит объединение,суммирование усилий участников.

Взаимопонимание зависит от знаниясамого себя и партнеров по общению,адекватной самооценки и оценки окружающих,умения регулировать свое внутреннеепсихическое состояние, способствующееналаживанию отношений с другими людьми.

В большинстве случаев кооперация авторас другими участниками общения проходитхорошо, без конфликтов. При возникновенииспоров и расхождении мнений авторстарается объективно проанализироватьситуацию и донести до собеседника своидоводы.

Взаимоотношенияулучшаются, когда люди делают друг другудобро. Особую роль в интерактивномобщении играют личности, которые могутвыступить организаторами различнойдеятельности, обладают притягательностьюи обаянием.

Конкуренция— соперничество, соревнование междуучастниками интерактивной группы,которое может при определенных условияхпривести к атмосфере недоверия,подозрительности, отчуждения и дажесоциальному конфликту.

Конкурентныеотношения возникают и внутри любойкооперации — наивно полагать, что вколлективе никто ни с кем не вступаетв спор и не возникают противоречия.Бесконфликтная жизнь — иллюзия.

Я как субьект общенияс точки зрения типологий шмишека

Цель: определениеакцентуаций (нормальная особенностьличности, при которой отдельные егочерты чрезмерно усилены, вследствиечего обнаруживается избирательнаяуязвимость в отношении одних психогенныхвоздействий при сохранении хорошейустойчивости к другим)личности.

Описание методики:

Содержит 10 шкал в соответствии с десятьювыделенными Леонгардом типамиакцентуированных личностей.

Инструкция

Ответьте на 88 вопросов, касающихсяразличных сторон Вашей лич­ности.Рядом с номером вопроса поставьте знак«+», если Вы согласны, или «—», если Выне согласны. Отвечайте быстро, долго незадумы­вайтесь.

Текст вопросника (детский вариант)

1. Тыобычно спокоен, весел?

2.  Легколи ты обижаешься, огорчаешься?

3.  Легколи ты можешь расплакаться?

4.  Многоли раз ты проверяешь, нет ли ошибок втвоей работе?

5.  Такойли ты сильный, как твои одноклассники?

6. Легко ли ты переходишь отрадости к грусти инаоборот?

7. Любишь ли ты быть главным в игре?

8. Бывают ли дни, когда без всяких причинты на всех сердишься?

9.  Серьезныйли ты человек?

10.  Всегдали ты стараешься добросовестно выполнятьзадания учи­телей?

11. Умеешь ли ты придумывать новые игры?

12. Скоро ли ты забываешь, если кого-нибудьобидел?

13.  Считаешьли ты себя добрым, умеешь ли сочувствовать?

14.  Бросивписьмо в почтовый ящик, проверяешь литы рукой, не застряло ли оно в прорези?

15. Стараешься ли ты быть лучшим в школе,в спортивной секции,: в кружке?

16. Когда ты был маленьким, ты боялсягрозы, собак?

17. Считают ли тебя ребята чересчурстарательным и аккуратным?

18.  Зависитли твое настроение от домашних и школьныхдел?

19. Можно ли сказать, что большинствотвоих знакомых любят тебя?

20.  Бываетли у тебя беспокойно на душе?

21. Тебе обычно немного грустно?

22.  Переживаягоре, случалось ли тебе рыдать?

23. Тебе трудно оставаться на одном месте?

24.  Борешьсяли ты за свои права, когда с тобойпоступают неспра­ведливо?

25. Приходилось ли тебе стрелять изрогатки в кошек?

26.  Раздражаетли тебя, когда занавес или скатертьвисят неровно?

27.  Когдаты был маленьким, ты боялся оставатьсяодин дома?

28. Бывает ли тебе весело или грустно безпричины?

29. Ты — один из лучших учеников в классе?

30.  Частоли ты веселишься, дурачишься?

31. Легко ли ты можешь рассердиться?

32.  Чувствуешьли ты себя иногда очень счастливым?

33. Умеешь ли ты веселить ребят?

34. Можешь ли ты прямо сказать кому-товсе, что ты о нем думаешь?

35.  Боишьсяли ты крови?

36. Охотно ли ты выполняешь школьныепоручения?

37. Заступишься ли ты за тех,с кем поступили несправедливо?

38. Тебе неприятно войти в темную пустуюкомнату?

39. Тебе больше по душе медленная и точнаяработа, чем быстрая и не такая точная?

40. Легко ли ты знакомишься с людьми?

41, Охотно ли ты выступаешь на утренниках,вечерах?

42. Ты когда-нибудь убегал из дома?

43. Ты когда-нибудь расстраивался из-зассоры с ребятами, учителя­ми так, чтоне мог пойти в колу?

44. Кажется ли тебе жизнь тяжелой?

45. Можешь ли ты при неудаче посмеятьсянад собой?

46. Стараешься ли ты помириться, еслиссора произошла не по твоей вине?

47. Любишь ли ты животных?

48. Уходя из дома, приходилось ли тебевозвращаться, чтобы прове­рить, неслучилось ли чего-ибудь?

49. Кажется ли тебе иногда, что с тобойили твоими родными долж­но что-тослучиться?

50. Твое настроение зависит от погоды?

51.  Трудноли тебе отвечать в классе, даже если тызнаешь ответ на вопрос?

52.  Можешьли ты, если сердишься на кого-то, начатьдраться?

53.  Нравитсяли тебе быть среди ребят?

54.  Еслитебе что-то не удается, можешь ли тыприйти в отчаяние?

55. Можешь ли ты организовать игру, работу?

56. Упорно ли ты стремишься к цели, дажеесли на пути встречаются трудности?

57.  Плакалли ты когда-нибудь во время просмотракинофильма, чтения грустной книги?

58. Бывает ли тебе трудно уснуть из-закаких-нибудь забот?

59.  Подсказываешьли ты, даешь списывать?

60. Боишься ли ты пройти один по темнойулице вечером?

61. Следишь ли ты за тем, чтобы каждаявещь лежала на своем месте?

62.  Бываетли, что ты ложишься спать с хорошимнастроением, а просыпаешься с плохим?

63. Свободно ли ты себя чувствуешь снезнакомыми ребятами (в но­вом классе,лагере)?

64.  Бываетли у тебя головная боль?

65.  Частоли ты смеешься?

66.  Еслиты не уважаешь человека, можешь ли тывести себя с ним так, чтобы он этого неамечал (не показывать своего неуважения)?

67. Можешь ли ты сделать много разных делза один день?

68. Часто ли с тобой бывают несправедливы?

69. Любишь ли ты природу?

70. Уходя из дома, ложась спать, проверяешьли ты, заперта ли дверь, выключен лисвет?

71. Боязлив ли ты, как ты считаешь?

72.  Меняетсяли твое настроение за праздничнымстолом?

73.  Участвуешьли ты в драматическом кружке, любишь личитать стихи со сцены?

74.  Бываетли у тебя без особой причины угрюмоенастроение, при котором тебе не хочетсяни с кем говорить?

75. Бывает ли, что ты думаешь о будущем сгрустью?

76.Бывают    л    у    тебя    неожиданные    переходы    от    радостик тоске?

77. Умеешь ли ты развлекать гостей?

78.  Подолгули ты сердишься, обижаешься?

79. Сильно ли ты переживаешь, если гореслучилось у твоих друзей?

80. Станешь ли ты из-за ошибки, помаркипереписывать лист в тет­ради?

81. Считаешь ли ты себя недоверчивым?

82. Часто ли тебе снятся страшные сны?

83. Возникало ли у тебя желание прыгнутьв окно или броситься под машину?

84.  Становитсяли тебе веселее, если все вокруг веселятся?

85. Если у тебя неприятности,можешь ли ты на время забыть о них, недумать о них постоянно?

86.  Совершаешьли ты поступки, неожиданные для самогосебя?

87.  Обычноты немногословен, молчалив?

88.  Могбы ты, участвуя в драматическомпредставлении, настолько войти в роль,что при этом забыть, что ты не такой, какна сцене.

«Ключ»

При совпадении ответа навопрос  с«ключом», ответу присваивается одинбалл.

1.Демонстративность /демонстративный тип. «+»: 7, 19, 22, 29. 41, 44,63, 66, 73, 85, 88. «-»:51. Сумму ответов умножитьна два. 12 баллов

2. Застревание / застревающий тип. «+»:2,15, 24, 34, 37, 56, 68,78/81. «-»: 12, 46, 59.

Сумму ответов умножить надва. 16 баллов

3. Педантичность / педантичныйтип. «+»: 4, 14, 17, 26, 39, 48, 58, 61, 70, 80, 83. «—»:76. Сумму ответов умножить на два. 6баллов

4. Возбудимость/ возбудимыйтип. «+»: 8, 20, 30, 42, 52, 64, 86. Сумму ответовумножить на три. 12баллов

5. Гипертимность / гипертимныйтип. «+»: 1, 11,23,33,45,55,67,77. Сумму ответовумножить на три. 18баллов

6. Дистимность / дистимический тип. «+»:9,21,43, 75, 87.

Сумму ответов умножить натри. 6 баллов

7. Тревожность / тревожно-боязливый тип.«+»: 16,27,38,49,60,71,82.

«—»; 5. Сумму ответов умножитьна два. 12 баллов

8. Экзальтированность /аффективно-экзальтированный тип. «+»:10, 32, 54, 76.

Сумму ответов умножить нашесть. 24 балла

9. Эмотивность / эмотивный тип. «+»: 3. 13,35, 47, 57, 69, 79.

«—»: 25. Сумму ответов умножитьна три. 21 балл

1.Циклотимность / циклотимныйтип. «+»: 6, 18, 28, 40. 50, 62, 72, 84. Сумму ответовумножить на три. 21 балл

Максимальная сумма балловпосле умножения — 24. По некоторымисточникам, признаком акцентуацииявляется величина, превосходя­щая 12баллов. Другие же, на основаниипрактического применения оп­росника,считают, что сумма баллов в диапазонеот 15 до 19 говорит лишь о тенденции к томуили иному типу акцентуации. И лишь вслучае пре­вышения 19 баллов чертахарактера является акцентуированной.

Источник: https://works.doklad.ru/view/xb64KO5la54.html

ovdmitjb

Add comment