Irvuz

Анализ продуктов деятельности (контент-анализ)

Содержание

Метод анализа продуктов деятельности человека

Анализ продуктов деятельности (контент-анализ)

Принимая участие в той или иной деятельности, человек проявляет свою осведомленность по каким-либо вопросам, проявляет свою внимательность, наблюдательность, определенные черты своего характера.

Для учащихся, например, продуктами деятельности являются какие-то письменные работы, поделки, рисунки, модели, фотографии и др.

Если работы, выполненные учеником в разное время и на разных этапах обучения, сопоставить, то можно проследить его развитие, способность совершенствовать умения и навыки.

Анализ продуктов деятельности человека достаточно широко распространен в исторической психологии, в антропопсихологии, психологии творчества. Осуществляться анализ продуктов деятельности может и в процессе их создания.

В ходе наблюдения за этим процессом обнаруживается не только его качество, обнаруживается также динамика, темп работы, отношение к заданию.

Подобные наблюдения способствуют не только глубокому, но и всестороннему изучению умственных, эмоциональных, волевых качеств и свойств личности.

Для клинических психологов метод предоставляет очень важный материал при определенных заболеваниях – депрессивные психозы, шизофрения и др.

Разновидности метода

Наиболее распространенным продуктом деятельности человека является текст. Его можно понимать как упорядоченную систему знаков для кого-то и с какой-то целью созданную. В настоящее время варианты текстов понимаются как фиксированная информация – печатная, рукописная.

Науки, изучающие документы для их анализа используют свои методы. Одним из таких методов является контент-анализ. Этот метод, как и сам термин, возник в практике американских журналистов. Сначала его применяли к исследованию специфических материалов, которыми были материалы прессы. Позднее американский социолог Г. Лассуэл исследовал метод и применил его для анализа пропаганды.

Назначение метода заключается в том, чтобы исследователь мог осмыслить текст, передаваемый в процессе коммуникации.

Контент-анализ

Это наиболее разработанный и строгий метод анализа документов. Метод психологического изучения текстов, по содержанию которых можно судить о психологии авторов текстов или тех людей, о которых в них говорится.

Выделение в тексте ключевых понятий или иных смысловых единиц с дальнейшим подсчетом частоты их употребления, является сутью метода. Техника контент-анализа сводится к нескольким действиям:

  • Выделение единиц анализа. При поиске единицы анализа возможны два варианта решения проблемы – за единицу анализа считать символ, либо какой-то объект, о котором есть высказывания в тексте. Этот объект может быть описан при помощи одного слова или при помощи сочетания нескольких слов, т.е. при помощи суждений. Это горит о том, что выделение единицы анализа дело достаточно непростое.
  • Поиск их индикаторов в тексте. Поиск единиц контент-анализа с чисто технической точки зрения, требует отыскания в тексте индикатора выбранных единиц. Это требует от исследователя правильно знать границы возможного применения контент-анализа и не допускать его абсолютизации. Надо действовать конвенционально и руководствоваться своим мнением. И только после выполнения этой операции можно приступить к выполнению следующего этапа;
  • Статистическая обработка. Она заключается в подсчете частоты употребления понятия (при условии учета выделенных индикаторов) или установлении пропорций между различными группами индикаторов. По соотношению частот можно сделать психологические выводы. При анализе текста стандартными единицами в контент-анализе являются:
  1. Слово, термин, символ;
  2. Законченная мысль или суждение;
  3. Тема;
  4. Персонаж;
  5. Автор;
  6. Целостное сообщение.

Метод контент-анализа может использоваться в качестве основного, параллельного и вспомогательного метода.

Особо следует подчеркнуть, что для психолога в равной степени может быть важно то, что вошло в содержание текста и то, что оказалось за его пределами. Важной задачей контент-анализа является установление идентичности содержания, вкладываемого разными авторами в один и тот же термин.

Условия, необходимые при организации анализа продуктов деятельности

Специалисты выделяют целый ряд условий и их обязательное соблюдение при организации анализа продуктов деятельности:

  • Четкая формулировка цели исследования. Например, изучение отношений дошкольников к взрослым и сверстникам, которые проявляются в их рисунках;
  • Выбор испытуемых в соответствии с целью исследования. При этом важно помнить, что от возраста ребенка зависит овладение техническими умениями в той или иной деятельности. В связи с этим отбирают детей, владеющих навыками рисования или конструирования по образцу;
  • Создание одинаковых условий для всех детей изучаемой группы. Это значит, что должны быть подобраны одинаковые материалы для выполнения работы. Например, краски, ножницы, мелки, карандаши, бумага, клей, конструктор;
  • Как и в эксперименте, создание и поддержание естественных условий:
  1. Выбор помещения;
  2. Время проведения;
  3. Создание мотивации на получение продукта;
  4. Самостоятельная работа каждого ребенка при групповом исследовании;
  5. Нельзя вмешиваться в процесс создания продукта, чтобы не повлиять на него;
  • Разработка способов фиксации процесса создания продукта, действий, речи, эмоциональной реакции ребенка;
  • Разработать и заучить наизусть в случае необходимости вопросы к ребенку с целью беседы о полученном продукте. Например, как сам ребенок оценивает свой, скажем рисунок, и почему так оценивает. В этом случае анализ продуктов деятельности сочетается с беседой и поэтому важно помнить о правильной постановке вопросов к ребенку;
  • Разработка критериев оценки полученного продукта в соответствии с поставленной целью исследования.
  • Достоинства и недостатки анализа продуктов деятельности

    • За короткое время собирается достаточно большой фактический материал не только у одного ребенка, но и группы детей;
    • Возможность получать качественные и количественные характеристики особенности психики детей метода:
    1. Регуляция рисовальных движений руки;
    2. Скорость удара;
    3. Скорость изображения формы;
    4. Точность размаха движений;
    5. Точность направления при рисовании линий и др.
  • Возможность многократного повторения;
  • Сохранение естественности, что означает – ребенок не знает, что с ним проводится исследование.
  • К недостаткам метода относится:

    • Применение возможно только тогда, когда ребенок уже овладел определенным видом деятельности;
    • Обработка полученных данных трудна. Это связано с необходимостью наличия специально разработанных схем анализа. Умение исследователя выделить все психологические особенности полученного продукта.

    Ничего непонятно?

    Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

    Источник: https://spravochnick.ru/psihologiya/metody_prikladnoy_psihologii/metod_analiza_produktov_deyatelnosti_cheloveka/

    Как проводится анализ продуктов деятельности в психологии?

    Анализ продуктов деятельности (контент-анализ)

    Один из популярных методов определения черт личности — контент-анализ.

    С его помощью собирается информация о наиболее выраженных мотивациях, эмоциях, стремлениях человека.

    Также, посредством анализа продуктов деятельности возможно обнаружить личное отношение исследуемого к знакомым, друзьям, родителями. Данная статья рассказывает о методе, его классификации, плюсах и минусах применения.

    О целях и возможностях трансактного анализа общения читайте здесь.

    Что это за метод?

    Анализ продуктов деятельности — один из видов анализа в общей психологии, задача которого — исследование работ в учебной и трудовой сферах, а также других специфических вещей, производимых человеком (личные дневники, рисунки).

    Метод используется для формирования выводов о человеке, создавшего данные вещи, для определения его психологических черт.

    Метод внедрен в практику из гуманитарных наук. Он базируется на теории неотделимости сознания и деятельности, определенной Рубинштейном.

    Согласно теории, то, что делает человек в практической плоскости неразрывно связано с его образом мыслей, темпераментом, набором комплексов, установок и т.д.

    Поэтому анализ используется в огромном количестве сфер — начиная с воспитателей детских садов (для выявления проблем в развитии или психологическом состоянии ребенка) и заканчивая криминалистами (для образования психологического портрета преступника, его мотивов).

    Контакт с самим человеком при этом необязателен. Упор делается на произведенные им продукты. В некоторых случаях анализ именуется праксиметрическим, или контент-анализом (в основном, в американской психологии).

    Классификация

    В работе с продуктами деятельности выделяют понятие «документальный источник», которое подразумевает под собой:

    1. Тексты (письма, сообщения в социальных сетях, СМС). При этом написанные от руки тексты представляют больший интерес — можно понять психологию человека по почерку и эмоциональное состояние на момент написания. В отдельную подкатегорию выделяют графологию — методику анализа почерка.
    2. Автобиографии.
    3. Личные дневники, заметки, записи. Цель которых (для автора) заключалась в анализе своих действий, интерпретации случившихся событий и рефлексия по их подводу.
    4. Фотографии, а также видеозаписи.
    5. Продукты творческой деятельности (рисунки, художественные тексты, стихи, музыка).

    Контент-анализ можно разделить на два уровня:

    1. Обработка количественных данных. Для отсечения предвзятости, личного отношения исследователя к человеку, была введена система учета единиц.

      Она исключает человеческий фактор, являясь, по сути, переводом обнаруженных закономерностей (единиц) в математический счет.

      Задача анализа — выдать статистический результат. На сегодняшний день большую часть количественного анализа выполняют компьютеры.

    2. Обработка качественных данных. Задача — выделить смысловые единицы. Определить степень влияния определенных черт характера, установок, предубеждений, образов на личность. Т.е. из всех полученных количественных данных выделить наиболее важные, ключевые. Этот уровень в большей степени зависит от исследователя, его способности творчески анализировать результат.

    Помимо работы с документальными (физическими) источниками, исследователь может использовать иные способы изучения личности субъекта:

    • устное интервью;
    • беседа;
    • тест на закачивание предложений, тест на ассоциации.

    В отличие от «безжизненных» письменных и визуальных документов, разговор наделен эмоциями, взглядами, жестами. Это позволяет вести анализ в реальном времени и выявлять те закономерности в поведении, которые не выявлялись при классическом формате контент-анализа.

    Психолог может фиксировать неуверенность, страх, нежелание отвечать на определенный тип вопросов, скованность, ложь.

    Для получения наиболее достоверных результатов, рекомендуется объединять оба формата исследования — как работу с письменными источниками, так и живую беседу.

    Но в полной мере, интервьюирование к контент-анализу не относится, поскольку он предполагает дистанцирование от субъекта и концентрирование исключительно на его продуктах деятельности.

    В каких случаях применяется?

    Спектр применения анализа крайне широк. Наибольшую же популярность он приобрел в сферах:

    1. Криминалистика. Проводится анализ деятельности подозреваемого. Выявляются признаки агрессии, эмоциональной нестабильности. Идет поиск информации, в которой бы отмечалось личное отношение к потерпевшему. Метод особенно актуален в случае, когда подозреваемый вне зоны досягаемости.
    2. Детская и школьная психология. В детском саду контент-анализ ложится на плечи воспитателей. Им важно определить общий уровень развития ребенка, его отношение к сверстникам, родителям, окружающему миру через рисунки, тексты. В школе возможностей для проведения исследований больше — можно применять на всем классе, группе учеников.

      Добавляются психологические тесты, как средство для выяснения дополнительной к анализу информации.

    3. Работа. Работодатель может использовать метод еще на стадии принятия сотрудника на должность — через кадровика. В дальнейшем, контент-анализ используется для выявления прогресса в исполняемой деятельности и общего психологического уровня человека. последнее позволяет определить, комфортно ли сотруднику на рабочем месте, существуют ли разногласия или конфликты с коллегами.

    Каким образом проводится?

    Проведение анализа состоит из следующих этапов:

    1. Ставятся цели и задачи исследования. Зависит от конкретных обстоятельств и сфер применения (общая психология, криминалистика, возрастная психология).
    2. Проводится отбор продуктов деятельности, которые выполняют критерии целей и задач. Не все, что произвел человек подойдет для его психологической характеристики в данной конкретной ситуации.
    3. Создание таблицы. В нее заносятся единицы анализа — частота обнаружения определенных схожих черт. Например, берется дневник и рисунок ученика. В тексте обнаруживаются агрессивные высказывания в сторону родителей, на рисунке — родители изображены монстрами. Делается предварительный вывод о его отношении к маме и папе. Единица, в этом примере, — агрессивное неприятие родителей. Статистически высчитывается удельный вес единиц.

      После сбора данных, исследователь занимается интегральными подсчетами и подготавливает финальные выводы.

    4. Заключительный этап. Происходит интерпретация данных. Подводятся итоги — дается описание психики человека, либо отдельные закономерности в поведении.

    Пример применения

    Рассмотрим два примера анализа и его практическое применение:

    1. В области деловых взаимоотношений. В организации есть доступ к тем документам, которые создают и обрабатывают подчиненные. Это позволяет провести анализ ряда факторов: ответственность в выполнении задания, аккуратность, внимательность. Начальство может сформировать профессиограмму отдельного сотрудника, в которую войдет характеристика его личности в контексте выполняемых им работ. Она может использоваться в дальнейшем для корректировки задач исполнителя, или для его повышения, в случае обнаружения выдающихся навыков.
    2. В области возрастной психологии. Например, в классе есть ребенок, не выделяющийся на фоне остальных. При этом дома или с друзьями он вполне активен, общителен.

      Анализ его продуктов деятельности может выявить причины, по которым он пассивно действует именно в школе.

      В подростковом возрасте особенно ярко выражена склонность к рефлексии, фиксировании чувств и переживаний на бумаге. Причиной может оказаться травля, психологическое давления от конкретных одноклассников.

    Достоинства и недостатки

    Достоинства:

    1. Позволяет провести анализ личности и дать рекомендации по ее развитию.
    2. Метод относительно быстрый в исполнении.
    3. Возможность проведения тестирования среди нескольких участников.
    4. Классификация и процедура метода отлажена, что позволяет проводить исследование в сжатые сроки по отработанному алгоритму.
    5. Достоверность, правдивость материала. Некоторые виды документов пишутся без оглядки на то, что их когда-либо будут анализировать с целью формирования личностной характеристики. Например, очерки, статьи, личные рисунки.

      Поэтому исследуемый честен в самовыражении и не пытается скрыть свои негативные мысли, отрицательные стороны.

    6. Отсутствует реакция на исследователя. Вследствие возможности проведения анализа без участия субъекта. Субъект не может влиять на свое поведение, подстраивать его с целью сокрытия чего-либо, поскольку он безучастен.

    Недостатки:

    1. Позволяет увидеть лишь часть картины. Невозможно составить исчерпывающую характеристику личности только по документам.
    2. В редких случаях — отсутствие реальных результатов деятельности. Например, в случае расследования смерти взрослого человека, собрать информацию о котором не получилось.
    3. Невозможно исключить интерпретацию исследователей полностью.
    4. Способ не отвечает на вопрос «Почему». Чаще всего результат — констатация фактов, а глубинные мотивы и их источники определить через анализ документации невозможно. Для этого приходится прибегать к личному консультированию и профессиональной работе с человеком.
    5. Сложность в языке. Особенно — когда исследования проводятся носителями другого языка. Также затруднения вызывают находимые в текстах жаргонные слова или элементы профессионального сленга. Иногда они ошибочно считают определяющими факторами в оценке личности.

      В то время как на практике, использование сленга и характерных для социального класса человека слов, может никак не описывать отличительные особенности его индивидуальности.

    Метод анализа продуктов деятельности может проводиться на любых уровнях. Он является перспективным за счет простоты сбора данных и их быстрой обработки компьютером.

    Анализ мыслей — как правильно делать:

    Наша интересная группа :

    Источник: https://psyholic.ru/bez-rubriki/analiz-produktov-deyatelnosti-v-psihologii.html

    Анализ продуктов деятельности в психологии: достоинства и недостатки

    Анализ продуктов деятельности (контент-анализ)

    Научная психология за время своего развития достигла немалых результатов.

    Сформулировано закономерности психического развития человека, в разных теориях дано обоснование причин поведения людей, их психологических особенностей и типов.

    Кроме того, создан научный подход к способам получения всей этой информации. Об одном из методов получения данных о человеке, анализе продуктов его деятельности, – далее.

    Анализ продуктов деятельности в психологии

    Давайте определимся, что это за понятие. Анализ продуктов деятельности (АПД) – это метод исследования психологических особенностей человека путем изучения продуктов его трудовой или творческой деятельности.

    В отличие от основных психологических методов (наблюдения и эксперимента), АПД проводится опосредованно, т. е. без непосредственного общения психолога и его клиента.

    Специалист изучает продукты графического, музыкального, драматического творчества человека и на их основании делает выводы о его психологических особенностях.

    Анализ продуктов деятельности в психологии чаще всего используется в работе с детьми разного возраста, поэтому приобрел такую “популярность” в педагогической практике.

    Архивный, или праксиметрический метод

    Для данного психологического метода существует и другое название – архивный. Этот термин употребили в своей деятельности американские психологи. Они подразумевали под архивным методом изучение жизни человека через его продукты труда, творчества, записи дневников, архивные данные о нем.

    Его разновидностью есть биографический метод, который позволяет изучать жизненный путь отдельного человека или группы людей через их творческие или трудовые достижения. Так современное человечество получает знания о жизни, отношениях и личностных особенностях знаменитых людей из прошлого.

    В отечественной психологии более распространено название “анализ продуктов деятельности”, или праксиметрический (от греч. “праксис” – “действие”). В нашем обществе этот метод широко используется в педагогической психологии для изучения развития детей.

    Анализ продуктов детской деятельности

    АПД очень распространен в работе с детьми с самого маленького возраста, потому что позволяет в комфортных для малыша условиях (в игре) проявить себя.

    Маленькие дети еще не способны словесно описать свои переживания, они пока не знают, как называется то, что они в данный момент чувствуют. Но могут сделать это другим способом – изобразить на бумаге, проиграть с друзьями, написать в сочинении.

    Все это может стать ценным материалом для психолога, который работает с ребенком.

    Анализ продуктов деятельности детей предполагает исследование таких данных:

    • продукты деятельности, созданные в игре: фигурки из пластилина, конструкции из разных материалов, предметы для сюжетно-ролевых игр;
    • продукты трудовой деятельности: заготовки, поделки на уроках труда;
    • продуктивные материалы, творческие: рисунки, стихи, заметки, песни, сочинения, аппликации и прочее;
    • продукты учебных занятий: контрольные работы, черновики, домашние задания.

    Благодаря изучению этих материалов можно сделать выводы об уровне знаний, сформированности навыков, наличии способностей, направленности интересов, эмоциональном состоянии ребенка, его взаимоотношениях с другими людьми.

    В каких случаях применяется метод?

    Метод психологического анализа продуктов деятельности – эффективный способ всестороннего изучения психики ребенка. Он позволяет выявить такие особенности, как:

    • психические процессы (мышление, внимание, память и др.);
    • психические состояния (настроение);
    • психические свойства (характер, способности – все, что делает ребенка индивидуальностью).

    Таким образом, метод может применяться в самых различных ситуациях – для выявления причин неуспеваемости школьника, при трудностях в адаптации ребенка, для изучения его взаимоотношений со взрослыми и ровесниками, для определения интересов и склонностей ребенка к определенному виду деятельности.

    Этот список можно продолжать, ведь количество вопросов о благополучном развитии малыша увеличивается с его возрастом. Опытный психолог всегда поможет обеспокоенным родителям или педагогам, если в арсенале его методов работы есть анализ продуктов деятельности.

    Какие условия должны быть соблюдены?

    Для того чтобы метод дал наиболее полные и точные результаты, психолог соблюдает ряд условий при проведении исследования:

    • четко формулирует цель – что конкретно и для чего исследуется (например, проявление взаимоотношений ребенка 6 лет со значимыми взрослыми и сверстниками в рисунках);
    • выбирает детей (если это группа) соответствующего возраста (в данном случае, 6 лет) и обладающих указанными навыками (например, рисования);
    • для всех детей готовит одинаковые условия для деятельности (одинаковые материалы, место проведения);
    • минимизирует собственное влияние на процесс работы детей, следит, чтобы малыши работали самостоятельно и были мотивированы;
    • фиксирует эмоциональные реакции детей, что проявляются в процессе работы;
    • если исследование подразумевает дальнейшую беседу с ребенком о продукте его творчества, заранее готовит вопросы;
    • предусматривает критерии, по которым будет оцениваться конечный продукт (например, выбор цветовой гаммы, композиция).

    Каким образом проводится анализ?

    Данный метод предполагает анализ процессов и продуктов деятельности. Это значит, что не только конечный продукт работы ребенка может нести информацию о нем, но и сам процесс его создания.

    Например, когда дети играют в постановку сказки, можно наблюдать, насколько они вовлечены в процесс, насколько им нравится роль и как они ее отыгрывают, насколько соответствует текст роли, а также то новое, что вносит в процесс малыш.

    Если анализируется более пассивное занятие, например, лепка или рисование, можно фиксировать эмоциональные реакции ребенка на происходящее, наблюдать, как он сам оценивает свое произведение, насколько полученный продукт соответствует изначальной идее.

    Конечный продукт деятельности оценивается по определенным критериям. Они зависят от того, какая цель была поставлена. Это может быть степень развития определенных психических функций ребенка, его эмоциональное состояние, наличие способностей к какой-то деятельности и прочее.

    Этапы проведения исследования

    Как и все психологические исследования, анализ продуктов деятельности подразумевает прохождение нескольких этапов:

    • подготовительный – сбор первичных данных о ребенке, постановка гипотезы (что и почему происходит, с чем это может быть связано), подготовка материалов для анализа;
    • непосредственно исследование – психологический анализ продуктов деятельности; при необходимости – дополнение его другими методами;
    • заключительный этап – систематизация полученных данных, сопоставление их с гипотезой (подтвердилось ли предположение), составление рекомендаций по работе с ребенком для родителей и педагогов.

    Участие самого ребенка предполагается только на втором этапе. Все остальные шаги совершает психолог.

    Достоинства метода

    Метод анализа продуктов деятельности получил свое широкое распространение в западной и отечественной психологии благодаря ряду преимуществ, которыми он обладает:

    • Возможность собрать достаточно обширный материал как у группы, так и у одного ребенка.
    • Возможность прослеживания динамики психологического развития ребенка путем сравнения более старых и самых новых продуктов творчества. Например, увидеть, насколько усовершенствовалась мелкая моторика рук, как изменилось отношение ребенка к тому или иному аспекту его жизни и т.д.
    • Это наиболее естественный для ребенка способ исследования его психики: в игровой форме работы малыш чувствует себя комфортно и раскрепощенно.
    • Возможность выявить самые разнообразные психологические особенности ребенка – от степени развития внимания до характера.

    Любой метод исследования имеет свои недостатки, которые могут влиять на полученный результат. Анализ изучения продуктов деятельности может подвергаться таким трудностям:

    • Использование метода ограничено возрастными особенностями ребенка. Например, для того, чтобы изучить рисунок малыша, нужно чтобы он уже обладал навыками рисования.
    • Обработка результатов может подвергаться субъективной оценке психолога (к примеру, оригинальность рисунка). Для этого необходимы четкие критерии оценивания, которые исключат необъективность исследователя.
    • Для всестороннего изучения личности человека с помощью АПД необходимо достаточно много времени и ресурсов.

    Разновидности методов исследования продуктов деятельности

    Анализ продуктов деятельности имеет свои разновидности или может быть использован как часть других методов психологического исследования. К таким относятся проективные методики. Их суть – в проецировании (переноса, изображения) внутренних свойств, переживаний человека на продукт его творчества. Изучая его, можно получить данные о развитии этого человека.

    Отличается проективный метод от классического АПД тем, что он имеет стандартизированный материал, по которому проводится работа, и конкретную инструкцию.

    Например, испытуемый получает задание нарисовать рисунок на заданную тему, дополнить незаконченное предложение, составить рассказ по изображению и т. д.

    К таким наиболее известным методикам относятся “Пятна Роршаха”, “Несуществующее животное”, “Дом, дерево, человек” и другие.

    Проективные методы эффективны не только в работе с детьми, но и со взрослыми, а также людьми, которые имеют психические заболевания.

    Еще одной современной интерпретацией метода есть профессиография. Она использует АПД людей, которые принадлежат к определенному типу профессиональной деятельности.

    Благодаря сбору таких данных, выводятся требования, которые необходимы для успешного овладения той или иной профессией. Это психофизиологические, социально-психологические характеристики человека.

    Например, для того чтобы быть успешным педагогом, кроме теоретической подготовки, специалист должен быть тактичным, терпеливым, способным контролировать эмоции, достаточно гибким и изобретательным.

    Контент-анализ как смежный метод

    Наиболее разработанной и распространенной разновидностью архивного метода есть контент-анализ. Он используется не только в психологии, но и других социальных науках, коммуникациях. Метод предполагает изучение единиц текста и их классификацию. К таким единицам относятся:

    • отдельные слова;
    • фразы (словосочетания);
    • тема;
    • сообщение в целом.

    Этот метод более точный, поскольку предполагает математические действия с полученным материалом. Все единицы исследования проходят подсчет с целью определения частоты их использования и систематизации.

    Это позволяет сделать выводы о психологических особенностях автора сообщения, о его взаимоотношениях с адресатом сообщения, а также о более глобальных социально-психологических процессах в больших группах людей.

    Потенциальными источниками для контент-анализа выступают книги, личные дневники, заметки в газетах, песни, стихи и т. д.

    Анализ педагогической документации

    Широкое применение в практике обучения и воспитания детей получила еще одна разновидность АПД. Это анализ педагогической документации.

    Современный педагог, психолог или социальный работник каждый день сталкивается с большим объемом данных, касающихся учеников. Это различная документация:

    • характеристики;
    • медицинские анамнезы;
    • автобиографии;
    • журналы оценивания знаний;
    • протоколы собраний;
    • школьные дневники учеников;
    • приказы и распоряжения руководства.

    Все это после изучения и систематизации позволяет создать общую картину развития ребенка, обозначить проблемные моменты и наметить пути их решения.

    Метод анализа продуктов деятельности в психологии – эффективный инструмент в работе специалиста. Для его использования недостаточно теоретической подготовки. Это постоянная практика, личная заинтересованность и желание все время развиваться. Но если родители доверят своего ребенка такому специалисту, они будут уверены, что получат исчерпывающую информацию о нем и квалифицированную помощь.

    Источник: https://FB.ru/article/274006/analiz-produktov-deyatelnosti-v-psihologii-dostoinstva-i-nedostatki

    ovdmitjb

    Add comment