Irvuz

Аналитическая психология Юнга

Аналитическая психология К.Г. Юнга

Аналитическая психология Юнга

Известный швейцарский психолог, психиатр и философ Карл Густав Юнг (1875-1961), играл ведущую роль в психоаналитическом движении. Он, наряду с З.Фрейдом, является одним из основателей глубинной психологии и, в своей теории бессознательного, во многом продолжает линию Фрейда.

Юнг не только разделяет, но и развивает фрейдовский подход к психике как энергетической противоречивой системе – многоуровневой и многополюсной. В то же время он возражает Фрейду в том, что основой личности и источником её конфликтов выступает не половое влечение, а психическая энергия, т.е. любая потребность.

Позже Юнг разработал собственную теорию, которую назвал «Аналитическая психология» и своими идеями оказал большое влияние не только на психиатрию и психологию, но и на антропологию, этнологию, педагогику, литературу, сравнительную историю религии. Вклад К.Г. Юнга в развитие психологии трудно переоценить.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Он считал, что индивидуальное бессознательное и сознание представляют собой прижизненные личностные приобретения. Коллективное же бессознательное, с которым ребенок появляется на свет, является своего рода «памятью поколений», т.е. психологическим наследством.

Коллективное бессознательное состоит из архетипов, которые Юнг называл первичными образами, потому что они связаны с мифическими и сказочными темами. Таким образом, культура оказывает влияние на становление индивидуальной психики человека через актуализацию определенных архетипов.

Основные архетипы

В коллективном бессознательном количество архетипов может быть неограничено, но особое место в его теоретической системе уделяется персоне, анимусу, тени, самости:

  • Архетип Персона. Это есть не что иное, как публичное лицо человека, это часть личности, которую человек показывает миру. На личность человека Персона оказывает как позитивное, так и негативное влияние. Персона доминирующая может подавить индивидуальность человека и слиться с навязанной ему средой, но в то же время она защищает от этого давления среды, помогает в общении. Она служит цели производить на других впечатление и утаивать свою истинную сущность;
  • Архетип Тень. В целом это негативная сторона личности, её аморальные мысли и страсти, но, при этом, у неё есть и положительные свойства. м Тени являются те стремления, которые несовместимы с Персоной, с нормами общества и отрицаются человеком как несовместимые. Тени пропорционально доминированию Персоны;
  • Архетип Самость. В теории Юнга это самый важный, центральный архетип всей личности. Это сердцевина личности, вокруг которой объединены все другие элементы. Значение этого архетипа состоит в том, что он не противопоставляет разные части души друг другу. Наоборот, соединяет их, чтобы они дополняли друг друга. Целостность личность обретает в процессе развития, а самость и индивидуальность становятся более свободными в своем выражении и самопознании. Становясь центром личности, Самость уравновешивает многие противоположные качества личности;
  • Архетип Анимус. У мужчины – Анима, у женщины – Анимус. Они представляют те части души, которые отражают представления о противоположном поле, интерсексуальные связи. На развитие этого архетипа большое влияние оказывают родители ребенка. Архетип формирует поведение и творчество человека, это источник проекций, новых образов в его душе.

«Анима» – чувственный образ женщины, который мужчины носят в себе тысячелетиями. Это внутренний образ женщины в мужчине, его бессознательная женская сторона. «Анимус» – чувственный образ желанного мужчины, каким его с давних пор знала женщина. Это внутренний образ мужчины в женщине, её бессознательная мужская сторона.

Методы аналитической психологии К.Г. Юнга

И сегодня теория К.Г.Юнга применяется на практике, а главным методом её реализации является активное воображение. Говорить в строгом смысле о методах аналитической психологии нельзя, считал сам её автор. Юнг настаивал на том, что с каждым новым клиентом надо работать спонтанно без каких-либо установок и планов.

https://www.youtube.com/watch?v=KQ9qfqL_oZU

Для аналитика единственной теорией является идущая от сердца жертвенная, искренняя любовь и действенное сострадание к людям.

Его личность является единственным инструментом, потому что любая терапия осуществляется не методами, а личностью терапевта. Психотерапевт, считал К.Г.

Юнг, в каждом конкретном случае должен решить, хочет ли вступить, вооружившись советом и помощью, на рискованный путь.

Рассмотрим некоторые методы, предложенные ученым:

  • Юнгианский анализ. В практике аналитической психологии основным методом остается анализ. Методологической моделью для юнгианского анализа стал психоанализ З. Фрейда, но получил иное теоретическое обоснование и практическое выражение. Он представляет собой сознательное и добровольное вовлечение в символическую игру.
  • Задача заключается в создании нового интерсубъективного пространства в результате смешения субъективностей участников. Это пространство, по существу, является пространством творческой жизни. Клиент в этом анализе делегирует аналитику части своей личности, отвечающие за сравнение, оценивание, контроль, организацию. Анализ будет работать только тогда, когда, например, клиент будет относиться к аналитику как к хорошему специалисту, понимая в то же время, что он простой человек со своими проблемами. Говоря другими словами, успех анализа будет зависеть от того, насколько пациент умеет быть пациентом и насколько он позволит аналитику быть аналитиком. Это важнейшее условие анализа. Как метод психотерапии, анализ предназначен не для всех;

  • Метод свободных ассоциаций. Суть метода заключается в том, что в расслабленном, полусонном состоянии со свободно плавающим вниманием говорить абсолютно все, что приходит в голову. Это по настоящему свободные ассоциации человека, который сумел оставить рациональное мышление, они не случайны, и подчинены четкой логике – логике аффекта. В практике Юнга важно кружить возле образа, возвращаться к нему, предлагать новые ассоциации, пока не ясен будет его психологический смысл. Задача метода заключается в организации свободного доступа к бессознательному содержанию;
  • Интерпретация. Умение интерпретировать предполагает любой психологический анализ.
  • Это вербальный и сознательный акт и нацелен на осознание ранее бессознательного материала. Аналитик должен иметь определенные качества – наблюдательность, развитую речь, интеллектуальные способности. Хотя сама процедура не относится к чисто интеллектуальным. Даже точная и блестящая интерпретация, несвоевременно высказанная и не принятая клиентом, будет совершенно бесполезной, поэтому юнгианские аналитики к ней редко обращались, больше полагаясь на интуицию;

  • Активное воображение. Для введения активного воображения в терапию, Юнг предложил несколько особых причин:
  1. Переполнение фантазиями бессознательного и необходимость их структуризации;
  2. Множество снов и опасность в них утонуть;
  3. Слишком мало снов или они не запоминаются;
  4. Чувствование нас себе непонятного влияния извне;
  5. Многократное попадание в одну и ту же ситуацию;
  6. Нарушение адаптации к жизни.

Метод активного воображения предлагался пациентам в качестве «домашнего задания». Активное воображение сходно с художественным творчеством и выполняться под принуждением не может.

Самое трудное в методе – избавиться от критического мышления и остановить сползание к рациональному отбору образов. Позволить образам жить собственной жизнью и развиваться по своей логике.

В индивидуальном анализе метод активного воображения не сильно распространен;

  • Амплификация. Она означает расширение, увеличение или умножение. Говоря об амплификации, Юнг утверждал, что фантастическим образам, возникающим в странном и угрожающем виде, надо давать некоторый контекст, чтобы они стали более понятны. Лучший способ для этого – использование сравнительного мифологического материала;
  • Анализ сновидений. Большое внимание в традиции лечения души всегда уделялось сновидениям. В них, считал Юнг, можно увидеть скрытые движения души и помочь клиенту в разрешении его текущих проблем и в индивидуации. Работая со сновидениями, Юнг предлагал забыть все теории, чтобы избежать любого редукционизма. Каждый образ, каждое сновидение нуждается в глубокой рефлексии. В сложной символике сновидений он предлагал увидеть собственную лечебную линию психики.
  • В современной аналитической психологии можно назвать еще два подхода к пониманию сновидений и методов работы с ними. Они отличны от теории исполнения желаний Фрейда и от теории компенсации Юнга.

    Основу обоих подходов составляет отношение к роли Эго-комплекса в сновидении. Первый подход был предложен Гансом Дикманом. Второй подход предложен Джеймсом Хиллманом, автором архетипической психологии.

    Хиллман, в отличие от Дикмана считает, что Эго тоже является одним из множества, равных по важности, образов.

    Источник: https://spravochnick.ru/psihologiya/uchenie_o_lichnosti/analiticheskaya_psihologiya_k_g_yunga/

    Основы коллективного сознания: аналитическая психология К. Г. Юнга

    Аналитическая психология Юнга

    Традиционная классическая психология рассматривает поведение человека, как определённый набор действий или речевого общения, который управляется сознанием индивидуума.

    Соответственно, и лечение психических расстройств и отклонений производится в виде коррекции установок сознания.

    Образно говоря, пациента учат управлять своими поступками, согласно правилам общества, как неопытного водителя – вождению автомобиля по правилам дорожного движения.

    Однако Зигмунд Фрейд в XIX веке выдвинул собственную теорию психоанализа, согласно которому существует ещё и область подсознания, которая и является основой человеческого поведения.

    Он сравнил подсознание с нижней частью айсберга, которая находится под водой и гораздо больше верхней части – сознания.

    О коллективном и личном бессознательном по Фрейду, Юнгу и другим психологам читайте здесь.

    Что это такое?

    Одним из последователей Фрейда стал швейцарский психолог Карл Густав Юнг, который создал течение аналитической психологии.

    Она тоже признаёт большое значение подсознания, но рассматривает его природу несколько иначе, чем это предлагал Фрейд.

    Аналитическая психология тоже основывается на существовании подсознания и его влиянии на человека, как и фрейдизм, но делает это, по мнению многих учёных, гораздо глубже.

    Если по Фрейду человеком, попросту говоря, управляют инстинкты, заложенные в детстве, то по Юнгу не только сознание, но и подсознание формируется в процессе взросления, с накоплением физического и социального опыта личности.

    Карл Юнг выдвинул теорию, что существует не только индивидуальное сознание и подсознание человека, но и коллективное. То есть, поведение личности во многом даже неосознанно следует по стереотипам, выработанным и накопленным обществом ранее.

    Эти стереотипы учёный назвал архетипами, считая, что их наличие – отличительное свойство человеческой психики по сравнению с поведением животных, которое основывается только на инстинктах.

    История становления и основатель

    «Покажите мне психически здорового человека, и я вам его вылечу», — пошутил однажды Карл Юнг и отчасти был прав.

    Определённые психологические отклонения есть у каждого, в этом и проявляется человеческая индивидуальность.

    Учёный полностью заслужил право говорить подобными афоризмами, в развитие психологии он внёс по-настоящему неоценимый вклад.

    Родился будущий великий психолог в маленькой швейцарской деревушке, в семье пастора. Как и Фрейд, с раннего детства он обнаружил большую тягу к книгам. Особенно мальчика интересовала восточная культура в области философии, в юношестве он даже серьёзно занимался оккультизмом.

    Однако в университет в Базеле он поступил на медицинский факультет, — видимо, сказалось то, что несколько его родственников были врачами. Во время учёбы он продолжал активно посещать спиритические сеансы.

    Но буквально перед самыми выпускными экзаменами ему в руки попался учебник Краффт-Эбинга по психиатрии, где доказывалась непосредственная связь психиатрии и философии. Это настолько заинтересовало юношу, что он решил посвятить изучению психологии всю жизнь.

    Разумеется, он не мог не обратить внимания на теорию психоанализа Фрейда. Одно время Карл Густав даже работал у него в лаборатории и был активным пропагандистом теории фрейдизма, опубликовав несколько работ, следующих психоаналитическому направлению Фрейда.

    Но со временем талантливый исследовать стал подвергать сомнению некоторые постулаты Фрейда и его выводы.

    Юнг вполне обоснованно усомнился в первичности сексуального либидо, а позже и вовсе стал его отрицать.

    Дело дошло до того, что дружеские отношения учёных охладели и превратились просто в деловые.

    Открытых дискуссий между ними не проводилось, но в своих «Метаморфозах» (так назывались несколько фундаментальных книг Юнга) Карл Густав уже убедительно доказывал свою правоту.

    У аналитической психологии сразу появилось много поклонников и последователей. Многим казалось, что теория Фрейда по сравнению с выводами Юнга выглядит даже примитивно.

    До самой смерти (которая, кстати, застигла его на пике популярности) основатель аналитической психологии активно её пропагандировал и много путешествовал по миру, изучая различные философия и религии.

    Ключевое понятие аналитической психологии Юнга

    Как уже говорилось, ключевым понятием аналитической психологии является безусловное влияние так называемого коллективного сознания на формирование личности. Оно определяется следующими параметрами:

    1. На развитие личности влияют не только осознанные процессы, но и бессознательные.
    2. На формирование сознания человека, как индивидуальности, оказывает неопровержимое влияние наследие в области культуры, религии, истории и этнографии.
    3. Сознание формируется из следующих компонентов: мышления, памяти, эмоций, восприятия, интуиции и бессознательного.
    4. Рождение человека есть продолжение бессознательного мироздания.
    5. Душа человека существует не отдельно, сама по себе, а как часть некой общей духовной материи.
    6. Вектор нашего развития – не в социальной деятельности, а в глубинах психики.
    7. Сны – реакция бессознательного на сознательное.

    Один из краеугольных камней теории Юнга – признание архетипов. Их можно сравнить с высохшим руслом реки, по которому предстоит потечь воде в той или иной мере.

    Это некие установки, направления, которые веками коллективно вырабатывались в обществе. Они запечатлены в религиозных постулатах, мифах, легендах, даже сказках.

    Образно говоря, вода (наша индивидуальность) может течь быстро или медленно, обладать разным составом, нести разные предметы, но русло этого течения всё равно уже определено.

    Главной целью подобного развития личности Юнг считал преодоление разногласий между сознательным и бессознательным.

    Скажем, ребёнок, впервые придя в школу, сознательно хочет занять определённое комфортное место в обществе сверстников и преподавателей.

    Для этого он старается показать те качества, которые окружением приветствуются, и, в свою очередь, подавляет в себе желание совершить нечто постыдное.

    Так в аналитической психологии появляется понятие тень – те подсознательные качества, которые человек осознанно скрывает. Это не обязательно что-то плохое. Иногда злой и жестокий человек осознанно не выказывает добрые чувства, которые всё-таки есть у него в душе.

    Ещё одним важным архетипом Юнг считал самость – осознание личности, как самостоятельного, отдельного проявления на фоне сознания общего.

    Методы исследования и цели

    Методы:

    1. Ассоциативный тест. Суть его проста. Испытуемому зачитываются слова из произвольного списка. Человек должен как можно быстрее назвать ассоциацию, которая у него при этом возникает. Через определённое время некоторые слова повторяются. Как утверждает Юнг, если ассоциации на одни и те же слова будут различными, как и время реакции на них, это говорит, что именно эти явления человека и беспокоят.
    2. Анализ сновидений. Если проанализировать серию снов человека (Юнг исследовал их даже до ста), можно заметить, какое влияние бессознательное оказывает на испытуемого и в какой области. Для этого используют метод амплификации, когда с увиденным во сне проводятся определённые параллели.
    3. Активное воображение. Выбранный образ пациент должен развить практически бессознательно, дав волю своему воображению. В этом развитии, считают последователи Юнга, обязательно проявится то, что человека душевно беспокоит.

    Современная аналитическая психология: кратко

    Ещё при жизни мэтра была основана международная ассоциация аналитических психологов в 1955 году. Первоначально туда входило всего 40 человек. Сегодня число активных членов этой организации перешло за 2 тысячи.

    Правда, в России официального оформления подобной организации нет.

    Считается, что теорию Юнга в сегодняшних условиях развивают 3 направления:

    • классическое – представители этой школы фундаментально исследуют позиции только Юнга;
    • развития – здесь большое внимание уделяется детскому периоду и последующему взрослению;
    • архитепальная – представители этого направления пристально изучают архетипы и большое значение предают понятию человеческой души.

    На основе аналитической психологии успешно развиваются новые направления психотерапии:

    • юнгианская символодрама – здесь активно используется создание определённых символов, говорящих о психическом состоянии человека;
    • песочная арт-терапия — картины, изображаемые ребёнком на песке произвольно, тоже о многом могут рассказать;
    • психодрама – исследование поступков пациента в определённой ситуации методом глубокого проникновения;
    • соционика – концепция типов личностей, которая рассматривает возможные взаимоотношения между ними.

    Карл Юнг однажды заметил, что руки могут распутать то, что мозг осознать не в состоянии.

    Соотношение и взаимодействие сознательного и подсознательного не изучено до конца до сих пор, да и вряд ли это когда-нибудь произойдёт. Но теория Юнга это изучение, безусловно, обогатило.

    Аналитическая психология К.Г. Юнга:

    Наша интересная группа :

    Источник: https://psyholic.ru/bez-rubriki/analiticheskaya-psihologiya-yunga.html

    Психология

    Аналитическая психология Юнга
    Подробности : 02 июля 2015 02 июля 2015 2093

    Карл Густав Юнг создал собственное направление — аналитическую психологию. По мнению Юнга, цель жизни каждого человека — полностью интегрировать свое сознательное и бессознательное; ученый назвал этот процесс индивидуацией.

    Научное определение

    Индивидуация — осознание человеком своей уникальной личности и достижение состояния истинного «Я». Прислушиваясь к своему бодрствующему воображению и образам из снов, человек может гармонизировать многие стороны своей личности.

    По мнению Юнга, в подсознании каждого человека живут первичные образы, которые ученый назвал архетипами и которые включают в себя универсальные, общечеловеческие паттерны поведения.

    Эти образы не изучены; они действуют практически так же, как инстинкты, и помогают человеку организовывать свой опыт и переживания.

    Архетипы

    Юнг, как и Фрейд, считал, что человеческая психика состоит из трех частей, но его концепция несколько отличалась от идей Фрейда. По Юнгу, психику можно поделить на эго, коллективное и личное бессознательное.

    Он утверждал, что эго является отображением сознающего разума; коллективное бессознательное включает в себя опыт и информацию, общую для всех людей как представителей одного биологического вида (ученый считал, что коллективное бессознательное наследуется психикой), а личное бессознательное состоит из воспоминаний — как доступных, так и подавляемых.

    По теории Юнга, эти архетипы, или примордиальные (первичные) образы, отображающие общие паттерны, существуют в коллективном бессознательном и помогают организовывать конкретный опыт и переживания человека.

    Они не изучены, зато «передаются по наследству»; они врожденные и универсальные. Архетипы могут комбинироваться и сливаться друг с другом.

    Хотя архетипов существует бесчисленное множество, самыми важными Юнг считал только четыре.

    1. Самость. В этом архетипе воплощается союз сознания и бессознательного. Он символизирует стремление к целостности и единству, осуществляемое через индивидуацию, при реализации которой каждая часть личности индивида выражена в равной мере и его психика гармонизирована. В снах символом самости часто является мандала, круг или квадрат.

    2. Тень. Этот архетип состоит из инстинктов, связанных с жизнью и сексуальностью. Он представляет собой часть бессознательного и может символизировать неизвестное, хаос и дикость. В него включены слабости, недостатки и вытесненные желания. В снах часто проявляется в виде змеи, дракона, демона или любых других темных, экзотических и диких фигур и образов.

    3. Анима или анимус. В мужской психике анима представляет женское начало, а анимус в женской — мужское.

    Объединение анимы и анимуса называется сизигией, которая создает целостность, — например, убежденность двоих людей в том, что они родственные души и, следовательно, соединяют в себе аниму и анимус.

    Сизигия символизирует божественную пару, целостность, единение, чувство завершенности. По этой причине анима и анимус характеризуют истинное «Я» человека и представляют собой медиум в общении с коллективным бессознательным.

    4. Персона представляет собой образ, который человек являет миру. Персона защищает эго от негативных представлений о себе и проявляется в снах в множестве разных форм. Этот архетип символизирует маски, надеваемые человеком в разных социальных ситуациях.

    Следует также назвать архетип отца (символизирующий власть и авторитет), матери (уют и забота), младенца (стремление к невинности и спасению души) и мудреца (мудрость, наставничество, знание).

    Карл Юнг и Общество анонимных алкоголиков

    В начале 1930-х годов некий роланд Х. обратился к Юнгу за помощью; он хотел излечиться от алкоголизма. После нескольких сеансов, за которыми не последовало никаких улучшений, Юнг решил, что состояние роланда безнадежно, и объявил ему, что единственное его спасение — в духовном опыте.

    Психолог предложил пациенту стать членом евангелистской христианской организации под названием «оксфордская группа». роланд последовал совету психотерапевта, а позже привел в группу еще одного алкоголика по имени Эбби Т., который довольно скоро достиг значительного успеха. Тот тоже позвал в группу своего давнего и сильно пьющего друга Билла У.

    После произошедшего с ним однажды прозрения Билл У. основал организацию «Анонимные алкоголики». В 1961 году он написал Юнгу благодарственное письмо.

    Карл Густав Юнг считается основателем такого направления в психологической науке, как аналитическая психология; он подходил к психоанализу с точки зрения понимания бессознательного и стремления человека к целостности.

    Некоторые оригинальные идеи ученого — например, экстраверсия и интроверсия, сны и символы — оказали огромное влияние на психотерапию и современное понимание психологии личности.

    Пол Клейнман: Психология. Люди, концепции, эксперименты.

    Источник: https://bfveteran.ru/psixologiya/1100-karl-gustav-yung--osnovatel-analiticheskoj-psixologii.html

    Тема 1. Аналитическая психология: история и современность 

    Жизнь Юнга – драматическая история самореализации бессознательного. Интеллектуальные предшественники. Диссертация Юнга «О психологии и психопатологии так называемых оккультных феноменов». Исследования шизофрении. Ассоциативный тест и его применения. Ранний период в психоаналитическом движении и роль Юнга.

    Конфликт Юнга и Фрейда – конфликт двух мировоззрений, двух эпох. Главные ученики и анализанды Юнга. Сабина Шпильрайн: между Юнгом и Фрейдом. Цюрихский психологический клуб. Общество «Эранос». Институт Юнга в Цюрихе. Развитие аналитической психологии в других странах. Эволюция теории и практики.

    Основные школы в постъюнгианстве. Современные юнгианские организации. Юнгианские журналы и литература. Система подготовки юнгианских аналитиков. История аналитической психологии в России. Вклад Юнга в научную психологию и влияние его идей на различные направления психотерапии.

    Место аналитической психологии в современных науках о человеке. 

    Тема 2. Вклад К.Г. Юнга в современный психоанализ 

    Введение Юнгом ключевых психоаналитических понятий: «проекция», «расщепление», «полярные установки», «комплекс», «архетип», «контрасексуальность», «самость», «индивидуация», «ассоциативный метод», «учебный анализ», «контрперенос», «мистическое соучастие» как аналог «проективной идентификации», «экстраверсия», «интроверсия» и другие термины юнговской типологии.  Вклад в терапию психозов, акцент на доэдиповых переживаниях и отношениях с матерью. Новое понимание инцеста, Эипова комплекса, регрессии и сопротивления в терапии. Разработка подходов к терапии пациентов во второй половине жизни. Кризис середины жизни. Исследование экзистенциальных, духовных и религиозных аспектов психотерапии. Проспективная и телеологическая ориентация. Новая феноменология. Синтез идей Юнга и Л. Бицвангера. Вклад в исследование воображения. Синтез юнгианства и кляйнианства в подходе М. Фордхама. Влияние Юнга на Д. Винникотта. Роль юнгианского аналитика Р. Фейрберна. Синтез юнгианства и идей У. Биона и Ж. Лакана. Юнг и Х. Когут. Синтез юнгианства и интерсубъективного психоанализа.

    Тема 3. Вклад К.Г. Юнга в современную психотерапию

    Юнгианские психодрама, арт-терапия, телесная терапия, групповая и семейная психотерапия. Процессульно-ориентированная терапия А. Минделла. Неоэриксонианский гипноз Э. Росси. Д. Кальф, песочная терапия и детский юнгианский анализ. Музыкальная аналитическая терапия.

    Юнг как крестный отец Общества анонимных алкоголиков – юнгианский подход к терапии зависимостей. Синтез расстановок Хеллингера и юнгианского анализа. Символодрама: синтез юнгианства и имагинативной терапии. Влияние Юнга на трансперсональную психологию С. Грофа. Аналитическая психология и психосинтез Р. Асаджиолли.

    Метод Р. Дезолье и онейродрама в юнгианском контексте. 

    Тема 4. Юнговская теория психики

    Аутуальность понятия «коллективное бессознательное». Развитие теории в концепциях «культурного бессознательного» и «мифологического бессознательного». Теория Ноймана о происхождении и развитии сознания. Повторение онтогенеза в филогенезе. Матриархат и патриархат.

    Солярное и лунное, аполлоническое и дионисийское, ураническое и хтоническое, инстинктивное и духовное. Монотеизм и политеизм в психических установках. Базовые архетипы. Самость, Тень, Персона, Анима и Анимус. Роль нуминозных и экстатических переживаний в развитии личности. Символ и трансцендентная функция.

    Индивидуальность и индивидуализм в Западной культуре. Отличие архетипа от архетипического образа. Ключевые архетипические образы: Андрогин, иерогамус и сигизия, ляпис или философский камень, квинтэссенция, Центр мира или Пупок мира, Мировая ось и Мировое древо, изгнание из рая, Грааль, ангелы и демоны.

    Бог и человек. Спаситель. Первородный грех и Искупление. Мандала. Символизм Троицы и мессы. Четверица. Работы Юнга «Айон», «Ответ Иову» и «Семь наставлений мертвым». 12 базовых архетипов по К.Пирсон. Теория оси эго-Самость Э. Эдингера. Современное развитие теории комплексов в работах Х. Дикмана и Т. Коупа.

    Травма как архетип в работах юнгианского аналитика Д. Калшеда.

    Тема 5. Философский и культурологический контекст

    Германское «народничество» и «почвенничество» – истоки религиозной установки Юнга. Гностицизм, алхимия, масонство и эзотерическое понимание христианства в работах Юнга. Юнг и традиционализм Р. Генона. Глубинная психология и новая этика. 

    Юнг и платоновская философия. Влияние А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, А. Бергсона. Философия символических форм Э. Кассирера и теория архетипов Юнга. Влияние философии религии У. Джеймса и Ф. Корнфорда на Юнга. Юнг и созидательная мифология Дж. Кемпбелла. Юнг и символология М. Элиаде. Р. Лопез-Педраза о культурной тревоге.

    Источник: http://inpsycho.ru/student/biblioteka/umk/analiticheskaya-psihologiya-kg-yunga

    ovdmitjb

    Add comment