Irvuz

Административная правосубъектность

Содержание

Правосубъектность граждан: административная, трудовая, гражданская. Возникновение статуса, характеристики и возможные проблемы

Административная правосубъектность

Что такое правосубъектность граждан? Согласно определению, это юридическое свойство. Характерно оно для частных лиц, являющихся гражданами РФ и иностранцами, а также тех, которые не наделены гражданством какой-либо страны.

Рассмотрим далее особенности данного понятия, характерные для субъектов отношений, определенных к разным отраслям российской правовой системы, его основные составляющие элементы, а также характеристики и основные проблемы относительно него, встречающиеся в делах современных юристов.

Терминология

Правосубъектность граждан – понятие, которое широко применяется в современной правовой системе. Оно представляет собой гармоничное сочетание правоспособности и дееспособности, а также сделкоспособности и деликтоспособности, как составляющих второго элемента.

По своей природе правосубъектность представляет собой некоторое общественно-юридическое свойство лиц. Более того, стоит отметить, что данное понятие имеет две равноценные стороны: юридическую и общественную.

Что касается первой, то ее особенность состоит в том, что определенный комплекс признаков субъектов права должны быть закреплены в конкретных нормах юридического характера.

Говоря об общественной стороне рассматриваемого понятия, надо отметить, что те признаки, которыми наделены субъекты права, формируются не с подачи законодателя, а постепенно диктуются закономерностями развития общества, его потребностями, а также самим жизненным течением.

Но каковы особенности понятия правосубъектности граждан, а также отдельных его составляющих?

Правоспособность

Говоря о правоспособности, непременно стоит отметить, что она закрепляется нормами Конституции РФ (ст. 17), в которых сказано, что данная особенность характерна не только гражданам России, но и всем остальным категориям лиц (без гражданства, иностранцам), независимо от каких-либо факторов.

Правоспособность как часть правосубъектности граждан является довольно широким понятием, которое предусматривает наличие у человека способности иметь комплекс определенных обязанностей и прав.

Важно понимать, что правоспособностью все наделены в равной мере и ни один человек не может быть ограничен в ней под воздействием каких-либо факторов, судом, договором, законом и прочим.

Также юристы-практики нередко делаю акцент на том, что правоспособность – это неотчуждаемая единица.

В некоторых работах специалистов в области юриспруденции подмечается, что в настоящее время правосубъектностью граждан является наличие в законодательной базе государства норм, предусматривающих наличие запрета на занятие предпринимательской деятельностью при определенных обстоятельствах, что де-факто, в некоторой степени, можно характеризовать как своеобразное ограничение правоспособности, как составляющей рассматриваемого понятия.

Правоспособность – это свойство, которым любой человек наделяется с момента собственного рождения, а лишается его с наступлением физической смерти. Это подтверждается содержанием ст.

18 Гражданского кодекса РФ, в содержании которой отмечено, что именно с момента собственного рождения человек наделяется целым комплексом неотъемлемых прав (на жизнь, на избрание места жительства, на создание лиц юридического типа, на приобретение имущества и прочее).

Именно на основании наличия правоспособности лица с момента его рождения в современном законодательстве РФ действует норма, предусматривающая необходимость регистрации фактов рождения и смерти человека (ст. 47 Гражданского кодекса РФ).

Занимаясь рассмотрением правосубъектности граждан и правового статуса граждан, непременно стоит уделить внимание дееспособности, как основной его составляющей.

Дееспособность – это способность определенного лица совершать те действия, на основании которых у лица возникают его личные обязанности и права, происходит их изменение или прекращение. Важно понимать, что дееспособность – это явление, которое строго обусловлено правом.

Современное российское законодательство выделяет несколько видов дееспособности, которыми наделяются люди:

  • полную, которой наделяются все совершеннолетние лица, а также те, которые на законных основаниях вступили в брак или были эмансипированы до достижения 18-летнего возраста;
  • частичную (с 14 до 18 лет);
  • ограниченную, которой человек может быть наделен лишь по решению суда и при наличии веских на то оснований (присутствие психических расстройств, чрезмерная тяга к злоупотреблению алкогольным напитками, наличие физических недостатков, из-за которых создается ситуация отсутствия возможности самостоятельно выполнять основные жизненные функции и прочее;
  • нулевую, при которой дееспособность попросту отсутствует.

О недееспособности

Что касается состояния полной недееспособности, то таковым лицо может быть объявлено исключительно по решению суда при наличии веских на то оснований, предусмотренных гражданским законодательством, действующим на территории РФ.

Если проанализировать содержание статьи 26 Гражданского кодекса РФ, то можно заметить, что в нем указано о возможности полного лишения дееспособности тех лиц, которые обладают данным статусом в полном объеме.

Исходя их этого, возникает определенная проблема в области правосубъектности граждан, которая де-юре, состоит в отсутствии возможности наделения нулевой дееспособностью тех лиц, которые находятся в возрастных пределах от 14 до 16 лет и, на основании гражданского законодательства, обладают данным статусом лишь в некоторой степени. Однако юридическая практика показывает, что в настоящее время де-факто суд не обращает на это внимания и лишает дееспособности людей в возрасте от 14 до 18 лет, страдающих стойкими расстройствами психики.

Важно понимать, что после признания лица полностью недееспособным обязанность по исполнению действий юридического характера от имени гражданина полностью возлагается на его опекуна, который должен быть обозначен в порядке, установленном российским законом.

Рассмотрим далее особенности правосубъектности в зависимости от той отрасли правоотношений, в которых состоит человек.

Административная правосубъектность. Что это?

Говоря об административной правосубъектности граждан, надо отметить, что таковой считается способность быть субъектами административного права. Стоит учесть, что данное понятие может быть применено только в отношении физических лиц.

Существует определенный перечень обстоятельств, оказывающих непосредственное значение при определении объема административной правосубъектности граждан. К числу таковых относятся:

  • возраст;
  • уровень образования;
  • состояние здоровья;
  • семейное положение;
  • квалификация и прочее.

В зависимости от присутствия или отсутствия указанных выше факторов правосубъектность административного типа может быть:

  • полной (с 18 лет);
  • частичной (с 6 до 14 лет, а также с 14 до 18 лет);
  • ограниченной (может быть обозначена лишь в силу решения суда соответствующего содержания).

Современное законодательство предусматривает определенный перечень прав, которые стоит отнести к числу тех, что определяют объем административной правосубъектности. Из их общего ряда стоит выделить следующие права:

  • на создание объединений;
  • на заступление на государственную службу;
  • на неприкосновенность жилища;
  • на свободу передвижения;
  • на поиск информации любым доступным законны способом, а также ее последующую передачу и использование;
  • на проведение митингов и собраний;
  • на тайну переписки;
  • на возмещение вреда, причиненного государством.

Трудовая правосубъектность

Изучая положения, представленные современным законодательством в сфере труда, стоит отметить еще один нюанс. Термином, указанным в заголовке, называется наличие способности вступать в рабочие правоотношения, а также в те, что тесно связаны с таковыми.

По общему правилу, трудовая правосубъектность гражданина возникает с 16 лет, а при условии наличия у лица полного общего образования – с 15. Кроме этого, данная возможность может быть предоставлена и с 14 лет, но при условии легкости труда, а также наличия письменного согласия со стороны органов опеки или родителей.

Что касается дееспособности лица, составляющей трудовую правосубъектность, то она выражается в наличии у него определенных интеллектуальных и волевых качеств, нужных для исполнения определенной работы, а также психологической и физиологической способности к труду.

В современной законодательстве также существует понятие отраслевой правосубъектности, которая определяется как способность лица исполнять трудовые обязанности в конкретной профессиональной области.

Важно отметить, что некоторые области устанавливают определенный перечень довольно жестких требований, которым должны соответствовать все лица, претендующие на занятие постов.

Из числа таких можно упомянуть педагогических и подземных работников, а также главных бухгалтеров.

Важно отметить, что прекращение трудовой правосубъектности наступает с достижением лицом пенсионного возраста.

Конституционная правосубъектность. О чем речь?

Говоря о конституционной правосубъектности граждан, непременно надо отметить то, что в структуру данного понятия входят не только дееспособность и правоспособность, но еще и деликтоспособность. То есть возможность лица нести ответственность за действия, совершенные им.

Конституционная правоспособность наступает с самого момента рождения человека. Именно тогда он обретает первые права. На жизнь, на защиту достоинства и чести, на определение национальной принадлежности и прочее.

Что касается особенностей конституционной правосубъектности граждан РФ, то она является несколько шире той, что установлена для иностранцев. А также лиц, не имеющих гражданства.

Разница между указанными категориями лиц состоит в том, что граждане РФ обладают целым рядом избирательных прав, чего нельзя сказать о тех, кто не имеет особенной юридической связи с российским государством.

Гражданская правосубъектность. Суть понятия

Давая общую характеристику правосубъектности граждан, непременно стоит выделить специфику рассматриваемого статуса человека, имеющуюся в области гражданского права. Он, по большей части, определен Конституцией РФ и Гражданским кодексом государства.

В первую очередь стоит отметить то, что понятие гражданской правосубъектности граждан включает в себя такие элементы, как дееспособность и правоспособность.

Что касается второй составляющей, то она возникает с момента рождения человека и сопровождает его на протяжении всего жизненного пути, до самой смерти, если в связи с какими-либо обстоятельствами она не была ограничена в судебном порядке.

Рассуждая о гражданской дееспособности, надо определить, что законодатель предусматривает следующие ее виды:

  • полную (с 18 лет, а при заключении трудового договора или вступлении в брачные отношения – с 16);
  • частичную (с 6 до 16 лет).

Кроме этого, законодатель отмечает, что в определенный жизненный период ( с момента рождения и до 6 лет) человек является полностью недееспособным.

Также стоит обратить внимание и на то, что гражданская дееспособность гражданина может быть ограничена в судебном порядке, при наличии на то веских оснований (на деле чаще всего это происходит вследствие чрезмерного злоупотребления наркотиками или алкоголем).

Важно отметить, что при отпадении обстоятельств, служащих основаниями для ограничения правоспособности человека и, как следствие, гражданской правосубъектности гражданина, данный элемент может быть восстановлен в полном объеме. Что также производится по решению суда.

Правосубъектность иностранных граждан. Особенности

Говоря об особенностях, непременно стоит отметить, что они обладают полным перечнем прав и обязанностей, входящих в комплекс предусмотренных для российского гражданина.

Единственным исключением является то, что лица, отнесенные к группе иностранцев или тех, что вовсе не имеют гражданства какой-либо страны, не могут пользоваться избирательными правами (не могут быть избранными на должности в государственных органах и участвовать в избрании лиц на указанные посты). Более того, на них не возлагается обязанность несения воинской службы в рядах российской армии.

Все вышесказанное закреплено на законодательном уровне, в содержании статьи 1196 Гражданского кодекса РФ.

Как избежать проблем в области правосубъектности

Важно обращать внимание на то, что в современном мире при рассмотрении реализации правосубъектности юристам-практикам приходится сталкиваться с различными проблемами.

Чтобы избежать таковых, разработчикам актов нормативного характера, действующих на федеральном уровне, непременно стоит обратить свое внимание на необходимость внесения некоторых изменений.

Из числа наиболее часто предлагаемых специалистами в области юриспруденции стоит выделить:

  • важность внесения легального понятия термина “правосубъектность”, которого на данный момент нет в нормативной базе страны;
  • определения всех составляющих правосубъектности, а не только правоспособности и дееспособности (важно уделить внимание факторам, имеющим модифицирующий характер, которые в разбросанном виде представлены в разных отраслевых актах);
  • необходимость разработки научного подхода к практическим проблемам правосубъектности граждан, а также реализации отдельных ее категорий.

Важно понимать, что следование перечисленным требованиям поможет значительно сократить перечень допускаемых ошибок в данной сфере. Более того, в случае систематизации рассматриваемых норм резко сократится число разногласий, возникающих относительно понятия правосубъектности у юристов-практиков.

Источник: https://FB.ru/article/464026/pravosubyektnost-grajdan-administrativnaya-trudovaya-grajdanskaya-vozniknovenie-statusa-harakteristiki-i-vozmojnyie-problemyi

Особенность административной правосубъектности субъектов административного права, Граждане как субъекты административного права, Административно-правовой статус иностранцев – Административное право – АЛФ фьоров СМ Библиотека украинские учебникиів

Административная правосубъектность

Административно-правовое положение субъектов административного права определяется объемом и характером их правосубъектности, которую определяют административная правоспособность и дееспособность [23, с 43]

Под административной правосубъектностью необходимо понимать потенциальную способность субъекта иметь права и обязанности (административная правоспособность) в сфере государственного управления и их реализовывать в. Зазн определяемой сфере (административная дееспособность.

Административная правоспособность – это способность субъекта иметь права и обязанности в сфере государственного управления. Правоспособность появляется с момента возникновения субъекта (рождение, создания и государственной й регистрации), прекращается – с момента исчезновения субъекта (с момента ликвидации – в отношении юридического лица или смерти – физического лица).

Административная дееспособность – это способность субъекта самостоятельно реализовывать предоставленные ему права и выполнять возложенные на него обязанности в сфере государственного управления. Составной дееспособности является админис нистративных деликтоспособность, т.е.

способность субъекта нести ответственность за нарушение административно-правовых норм юридической ответственности есть она означает, что физическое лицо будет нести административную соответствующих.

Альнисть, а юридическое будет нести ответственность в административном порядке, включая материальную [18, с9898].

Субъект объективные права в сфере государственного управления – это предоставлена ??и гарантированная государством, а также закреплена в административно-правовых нормах мера возможного (дозволенного) поведения в правоотношениях, которая по абезпечена обязанностью другого субъекта правовидносы.

Таким образом, субъективные права реализуются в следующем:

– предоставляется возможность определенного поведения лицу, имеющему административную правосубъектность, с целью удовлетворения ее интересов в сфере государственного управления и решения задач, стоящих перед ней;

– поведение реализуется в правоотношениях;

– поведение осуществляется в определенных рамках (границах) (нарушение этих границ (мера возможного поведения) является злоупотребление правом;

– реализация прав гарантируется государственным принуждением;

– права существуют только в связи с соответствующим юридическим долгом со стороны другого субъекта правоотношений

Субъективные административно-правовые обязанности в сфере государственного управления реализуются в следующем:

– обеспечивается необходимая, надлежащая поведение лица, которое наделено праводееспособность в интересах других лиц правоотношений;

– обязанности не могут существовать вне связи с субъективными правами в сфере государственного управления;

– их реализация обеспечивается государственным принуждением;

– обязанности должны иметь свои пределы и меру

Различия между субъективными правами и обязанностями заключаются в том, что: а) права реализуются в интересах собственника, а обязанности в интересах других лиц, б) права – это мера возможного поведения, а обязанности ' вязки – мера должного поведения.

3 Граждане как субъекты административного права

В системе субъектов административного права особое место занимает гражданин. Подразумевается гражданин, который не наделен властно-распорядительными функциями [28, с279]. Граждане представляют наибольшую в группу субъектов административного права.

Главной особенностью их правового положения является то, что они выступают как частные лица, то есть реализуют свои личные, общегражданские права и обязанности и в сфере государственного управления, а не права и обязанности исполнительно-распорядительных органов, общественных организаций или должностных лиц [18, с 153 153].

Административно-правовой статус граждан устанавливается. Конституцией Украины, ее законами и другими нормативно-правовыми актами права, этими же источниками устанавливаются обязанности и ответственность гром мадянин.

Административно-правовой статус является одной из разновидностей статуса гражданина на уровне с политическим, трудовым и другими, реализация этого статуса значительной степени зависит от соответствующих действий органов исполнительные нительной власти и их должностных лиц [23,. С41].

Этот статус является наиболее значительной частью общего правового статуса граждан, который включает комплекс прав и обязанностей граждан, определенных найризноматниши отраслями украинского права

К элементов административно-правового статуса граждан относятся:

– административная правоспособность;

– административная дееспособность;

– права и обязанности;

– гарантии прав и свобод граждан;

– юридическая ответственность

Права, свободы и обязанности граждан можно разделить на разные группы, в частности [21, с53]

– на общие и специальные;

– абсолютные и относительные;

– гражданские (личные, физические), политические, экономические, социальные, духовные (культурные) и т.д.

.

Общие – касающиеся любых отраслей исполнительной власти и имеют общий характер для всех граждан (право участвовать в государственном управлении, право на свободу мировоззрения, на охрану личности и т.д.). С. Среди общих обязанностей можно назвать обязанность соблюдать. Конституцию и другие законы Украины, не посягать на права и свободу других тощо.

.

Специальные – права и обязанности граждан, касающиеся их административно-правового статуса в отдельных отраслях и сферах исполнительной власти и имеют специальный характер (право управлять транспортными средствами, право в на государственной службе, право доступа к специальной информации. К специальных обязанностей можно отнести обязанность соблюдать правила разрешительной системы, дорожного движения, административного надзора режима секретности, специальных санитарных правил.

.

Абсолютные – права и обязанности, реализация которых зависит от волеизъявления самих граждан (право на выбор места жительства, право на обращение, право участия в общественных объединениях, право обращения в органы государственной власти.

.

Относительные – те права и обязанности, реализация которых зависит не только от волеизъявления отдельных граждан, но и от других условий (например, реализация права на обучение в. ВУЗе или на занятие определенной должности зависеть ть от результата прохождения конкурсного отбора, служба в. Вооруженных. Силах зависит от состояния здоровья и т.д..

Среди гарантий прав и свобод граждан выделяют:

– политические (демократический характер общественно-политического строя, наличие многопартийной системы);

– экономические (рыночная экономика, различные формы собственности);

– юридические (это система правовых, прежде конституционных норм, определяющих порядок и условия реализации прав и свобод граждан, а также средства их охраны и защиты – в частности, это подходящее прокуро. Орский надзор, возможность судебной защиты, право обращения или жалобы и т.д..

Административно-правовой статус граждан базируется на определенных принципах, среди которых можно выделить принципы [13, с11]

– равноправия;

– невидчужености и нерушимости прав;

– единства прав и обязанностей;

– реальности прав и свобод и их гарантированности;

– взаимной ответственности государства и гражданина

Необходимо различать два родственных, но нетождественных статусы:”административно-правовой статус человека”и”административно-правовой статус гражданина”Объем последнего значительно шире и определяется. К.

Конституцией Украины и. Законом”О гражданстве”и другими законодательными актами.

Понятие”гражданин”предусматривает правовую связь лица с государством, гражданином которого он является, и соответствующую правосубьект ность в этой государствві.

Гражданство Украины определяет постоянную правовую связь лица и государства Украина, который находит свое выражение в их взаимных правах и обязанностях

Итак, можно сделать вывод, что граждане как субъекты административного права – это физические лица (граждане Украины, иностранцы, лица без гражданства и беженцы), которые выступают носителями прав и обязанностей ' 'связей в сфере исполнительной власти, предусмотренных нормами административного права, и обладают при этом необходимой правосубъектностью (правоспособностью и дееспособностью.

4 административно-правовом статусе иностранцев

Иностранцами признаются иностранные граждане – лица, принадлежащие к гражданству иностранных государств и не являются гражданами Украины

Административно-правовой статус этих лиц и лиц без гражданства, беженцев в Украине определяется. Конституцией Украины, законами Украины”О правовом статусе иностранцев”,”О беженцах”и т.д.

Если попытаться разделить иностранцев на отдельные виды по отдельным критериям, то увидим следующее:

– за особенностью статуса нахождения в Украину иностранцы делятся на:

– иностранцев без дипломатического иммунитета от юрисдикции Украины;

– иностранцев, обладающих дипломатическим иммунитетом;

– беженцы;

– за сроком нахождения на территории Украины:

– те, кто постоянно проживает в Украине;

– временно находящихся на территории государства;

– находящиеся в государстве проездом (транзитом);

– среди иностранцев, имеющих дипломатический иммунитет, необходимо отличать:

– владеющих полным дипломатическим иммунитетом;

– ограниченным;

– особенным;

– по основаниям пребывания в Украине:

– которые находятся в государстве в личных (частных) делам;

– которые прибыли в Украину по приглашению частных лиц;

– находящиеся в служебной командировке

Каждая из перечисленных лиц имеет свой административно-правовой статус. Различают два вида правового режима иностранцев:

– национальный режим;

– режим наибольшего благоприятствования

Административно-правовой статус иностранных граждан по сравнению со статусом граждан Украины узкий. Они:

– не могут быть государственными служащими и занимать должности в государственном аппарате;

– не могут заниматься определенной трудовой деятельностью;

– не могут быть членами политических партий Украины;

– не могут избирать и быть избранными в государственные органы власти и местного самоуправления;

– не могут проходить службу в. Вооруженных. Силах Украины. Для них:

– существуют ограничения относительно передвижения и выбора места пребывания в стране;

– устанавливаются специальные правила въезда и выезда из страны;

– существуют некоторые особенности привлечения этих лиц к административной ответственности

Административная правосубъектность этих граждан наступает с момента въезда на территорию Украины и прекращается после выезда

Статус беженца предоставляется иностранцу или лицу без гражданства на основании соответствующего закона Украины, в случаях обоснованного опасения этих лиц стать жертвой преследований по признакам:

– расовой, национальной принадлежности;

– отношение к религии, гражданства;

– принадлежности к определенной социальной группе;

– за политические убеждения

Административно-правовой статус иностранцев, обладающих дипломатическим иммунитетом, устанавливается законодательством Украины и международными соглашениями

вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение субъектов административного права

2. Назовите признаки субъектов административного права

3. По каким признакам индивидуальные субъекты административного права отличаются от коллективных?

4. С каких элементов состоит правосубъектность?

5. Чем административно-правовой статус граждан Украины отличается от статуса иностранцев?

Источник: http://uchebnikirus.com/pravo/administrativne_pravo_-_alforov_sm/osoblivist_administrativnoyi_pravosubyektnosti_subyektiv_administrativnogo_prava.htm

Понятие и особенности субъектов административного права

Административная правосубъектность

Субъектами любой отрасли права признаются участники общественных отношений, регулируемых нормами данной отрасли.

Субъект административного права – это лицо, которое является потенциальным участником административного правоотношения, отвечающее особым признакам, закрепленным в нормах административного права, обусловливающим возможность приобретать и реализовывать права и обязанности на основании таких норм.

Административно-правовой статус – это совокупность прав и обязанностей физического или юридического лица, закрепленных за субъектами нормами административного права.

Особенности административного права:

  • 1. Огромное разнообразие субъектов административно-правовых отношений
  • 2. В подавляющем большинстве случаев обязательным субъектом таких отношений выступают те, которые обладают определенными властными полномочиями по отношению к иным субъектам административно-правовых отношений (к числу таких властных субъектов относятся органы исполнительной власти, должностные лица, государственные служащие; в качестве субъектов административного права выступают Президент РФ, Правительство РФ, органы законодательной и судебной власти, местного самоуправления).

Способность лица (правового образования) быть носителем административных прав и обязанностей, осуществлять их, вступать в административные правоотношения называют административной правосубъектностью.

Традиционно ее рассматривают в качестве взаимосвязи двух элементов: административной правоспособности (способность иметь административные права и обязанности; возникает с момента рождения) и административной дееспособности (способность самостоятельно осуществлять административные права и обязанности, быть субъектом административных правоотношений; возникает, как правило, по достижению 16-летнего возраста).

Будучи в принципе равной, административная правоспособность граждан не одинакова. Она зависит от возраста, пола, состояния здоровья, образования, места жительства, национальности и других демографических факторов.

В качестве примера можно назвать воинскую обязанность, способность стать носителем которой зависит от пола, возраста, состояния здоровья, гражданства и ряда иных факторов.

О влиянии на административную правоспособность даже такого признака, как национальность лица, свидетельствуют нормы Федерального закона “О гарантиях прав малочисленных народов в Российской Федерации”, принятого в апреле 1999 г.

В частности, в нем закреплено право лиц, относящихся к малочисленным народам, на замену военной службы альтернативной гражданской службой. Влияет на правоспособность также рост лица. Лица, рост которых менее 150 см, не призываются на военную службу, им не предоставляются права на управление автобусами и т.д.

Сейчас, когда субъекты Федерации в соответствии со ст.72 Конституции России активно осуществляют административное правотворчество, административная правоспособность жителей разных регионов имеет определенные различия.

Например, распоряжением мэра г. Москвы от 28 мая 1998 г. установлено, что с 1 июня 1998 г. ежемесячно производится доплата к пенсии в размере 100% минимальной пенсии по старости лилипутам, получающим пенсию (независимо от ее вида) в органах социальной защиты населения.

Таким образом, главные особенности административной правоспособности следующие: она регулируется нормами административного права, ее содержание состоит в регламентации правовых способностей индивидов в отношениях с субъектами государственной исполнительной власти, у конкретных лиц она возникает с момента рождения, для разных лиц она неодинакова по объему.

Реализацию правоспособности как физических, так и юридических лиц (например, органов исполнительной власти) невозможно представить без волеизъявления самого физического лица, либо представляющего орган публичного управления должностного лица.

Проявленная воля субъекта по использованию прав и исполнению обязанностей способствует наполнению правосубъектности юридическим содержанием.

Таким образом, административная правоспособность – это потенциальная возможность субъекта воспользоваться установленными для него правами, свободами, а также исполнить обязанности, осуществить компетенцию и полномочия.

С практической точки зрения правоспособность субъекта административного права создает лишь предпосылки для реализации его правового статуса. Иначе говоря, правоспособность характеризует субъекта права как лицо, которое может воспользоваться при наличии соответствующих условий конкретными правами, свободами и на которое можно в действительности наложить обязанности (запреты, ограничения), а также привлечь к юридической ответственности.

С одной стороны, все субъекты административного права имеют свой особый административно-правовой статус.

Поэтому, как и ранее, современные учебники административного права в разделе “Субъекты административного права” содержат материал об административно-правовом статусе граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства, органов исполнительной власти, государственных служащих, предприятий, учреждений и организаций (государственные и негосударственные предприятия, хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы, общественные объединения, религиозные объединения).

Административная правоспособность представляет собой установленную законом возможность субъекта иметь права в сфере, регулируемой административным правом, вступать в различные рода административные правоотношения, приобретать права и нести обязанности.

Признаки административной правоспособности:

  • 1. Управленческая сущность (субъекты административного права неразрывно связаны с исполнительной властью, они осуществляют государственное управление, различные функции публичного управления (для всех субъектов административного права))
  • 2. Наличие специальных прав и обязанностей субъектов административного права, способствующих формированию
  • 3. организационных связей и отношений в системе публичного управления (для всех субъектов административного права)
  • 4. Юридическая властность действий и распорядительность решений, принимаемых некоторыми субъектами административного права (для органов исполнительной власти и должностных лиц)
  • 5. Реализация государственно-принудительных полномочий, мер административного принуждения (для специальных субъектов права, наделенных соответствующими полномочиями)
  • 6. обеспечение защиты правоотношений, участниками которых являются граждане (для всех субъектов административного права)
  • 7. юридические гарантии рассмотрения возникшего в системе публичного управления правового спора в административном или судебном порядке в рамках установленных процессуальных правил (для всех субъектов административного права)

Субъекты административного права, имеющие установленный административно-правовыми нормами правовой статус, становятся участниками административно-правовых отношений тогда, когда практически осуществляют определенную за ними административную правоспособность.

Таким образом, субъекты административного права наряду с административной правоспособностью должны обладать и административной дееспособностью, т.е. иметь возможность реализации принадлежащих им прав в области публичного управления.

Под административной дееспособностью физического или юридического лица понимается их способность своими решениями и действиями (бездействием) приобретать и осуществлять права, создавать для себя и иных лиц обязанности, исполнять их и обеспечивать права и свободы граждан.

Административная дееспособность имеет активное и творческое начало, позволяющее осуществить нормативно установленную за субъектом административного права правосубъектность, т.е.

использовать принадлежащие субъекту права и свободы, полномочия и компетенцию, обеспечивать законность в сфере публичного управления, исполнять управленческие функции, применять административно-правовые формы и методы управления, меры административного принуждения.

Дееспособность – это важнейшее условие реализации субъектами принадлежащих им прав и свобод, а также исполнения установленных обязанностей.

Административная дееспособность предполагает способность физического лица или представителя государственной администрации осознавать и правильно оценивать свои действия, имеющие правовое значение, руководить ими и гарантировать законность их применения.

Дееспособность состоит из таких элементов, как способность лица: самостоятельно реализовывать принадлежащие ему (гражданину, иностранцу, лицу без гражданства) права; осуществлять установленную компетенцию и принимать правовые акты управления; применять меры административного принуждения; признавать, гарантировать и защищать права и свободы граждан; нести правовую ответственность за вред, причиненный гражданам, государственному органу или юридическому лицу; нести в случае совершения административного или дисциплинарного правонарушения (проступка) соответственно административную или дисциплинарную ответственность (административная деликтоспособность). В последнем случае деликтоспособность – часть дееспособности. Субъект административного права имеет возможность (способен) принять на себя установленные законом меры административной или дисциплинарной ответственности, т.е. терпеть отрицательные последствия совершенного правонарушения (личного, имущественного или иного характера)

Субъекты административного права могут быть классифицированы на многие, в частности, следующие виды.

Все они подразделяются на два класса:

a) Физических лиц:

  • Ш Граждане РФ
  • Ш Иностранные граждане
  • Ш Лица без гражданства

b) Организации:

  • Ш Государственные (это органы государственного управления, государственные предприятия и учреждения, корпорации)
  • Ш Негосударственные:
    • · общественные объединения, включая общественные организации, общественные движения, общественные фонды и др.
    • · профессиональные союзы, их объединения и организации
    • · потребительские кооперативы
    • · торгово-промышленные палаты
    • · религиозные объединения и многие другие

Граждане обладают общим и специальными (видовыми) административно-правовыми статусами, последние отражены в таких категориях, как государственный служащий, должностное лицо, индивидуальный предприниматель, студент, безработный, водитель, охотник, беженец, турист, инвалид и т.

д; специальная административная правосубъектность граждан свидетельствует о том, что они способны быть участниками определенного круга административных правоотношений и носителями соответствующих им субъективных прав и обязанностей.

Так, гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя и потому обладающий специальной административной правосубъектностью, находится в административных правоотношениях с органами административной власти.

Указанные органы могут оказывать поддержку индивидуальному предпринимателю, давать разрешения (лицензии) на осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности, контролировать деятельность предпринимателя в соответствии с законом, устанавливать специальный административно-правовой режим для некоторых видов предпринимательской деятельности, предусмотренных в федеральном законодательстве.)

В зависимости от основной деятельности выделяют производственно-хозяйственные, социально-культурные, административно-политические организации.

Организации могут быть юридическими лицами и не иметь прав юридического лица.

Объем административной правоспособности юридических лиц в известной степени соотносится с их видами как субъектами гражданского права.

Под этим углом зрения имеет важное значение деление организаций на коммерческие и некоммерческие и, в частности, на хозяйственные общества и товарищества, производственные кооперативы и унитарные предприятия.

Среди субъектов административного права особое место занимают органы, предприятия и учреждения муниципальных образований. Будучи в принципе негосударственными образованиями, в их системе могут реализовываться также функции государственного характера, а их деятельность по своему существу является публичной.

Субъектами административного права выступают также структурные подразделения органов государственного управления и местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций.

Page 3

административное право правоспособность правосубъектность

Административное право наряду с конституционным и гражданским правом является одной из основных отраслей российской правовой системы.

Это объясняется прежде всего тем, что административное право – это именно та отрасль права, которая регулирует общественные отношения, возникающие в процессе реализации исполнительной власти, которая представляет собой одну из ветвей единой государственной власти Российской Федерации в системе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную (ст.10 Конституции РФ) –

В 90-х гг. XX в. в российском административном праве произошли коренные изменения. Создание российской суверенной государственности, глубокие политические, экономические, социальные реформы повлекли большие перемены во всем массиве административно-правовых норм, который был обновлен, расширен, модернизирован, стал более демократичным.

Прежде всего изменения связаны с гуманизацией административного права, которое “повернулось лицом к человеку” и во многих источниках конкретизировало конституционную норму о том, что “человек, его права и свободы являются высшей ценностью”.

Во-вторых, в административном праве последовательно отражено федеративное начало, оно стало важным средством закрепления и развития федерального устройства, обеспечения целостности России и самостоятельности ее субъектов.

В-третьих, активно осуществляется развитие процессуальной составляющей отрасли, ее процессуализация. В-четвертых, в регулировании прав граждан, деятельности администрации, властеотношений резко возросла роль законов и соответственно уменьшилась роль подзаконных актов.

В-пятых, на состояние норм административного права, систему регулируемых ими отношений активно стали влиять Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ.

Page 4

Источник: https://studwood.ru/583584/pravo/ponyatie_osobennosti_subektov_administrativnogo_prava

ovdmitjb

Add comment