Irvuz

17 упражнений по арттерапии

Содержание

Арт терапия для детей: упражнения, занятия для разного возраста

17 упражнений по арттерапии

Творческая деятельность, как и искусство, оказывает положительное влияние как на взрослого человека, так и на ребёнка. Поэтому для работы с дошкольниками и подростками психологи используют такой метод работы, как арт-терапия. Его популярность растёт с каждым днём, а результативность не прекращает удивлять родителей и детей.

Арт-терапия для детей

Что такое арт-терапия?

Арт-терапия в переводе с английского языка – «лечение искусством». Для малышей и взрослых арт-терапия представляет собой некий комплекс особых методик и упражнений с использованием творческих видов работы. Эти методики применяют для оздоровления и коррекции психологического состояния.

Впервые арт-терапия с детьми была применена в США после Второй мировой войны. Тогда этот метод использовали для диагностики и выявления проблем у детей, которых вывезли из концлагерей.

Сегодня арт-терапия не только не потеряла свою популярность, но и получила куда более широкое применение.

С развитием психологической практики прогрессировали методы работы с людьми, которые нуждались в коррекции своего психологического состояния.

Задачи детской арт-терапии

Как известно, левое полушарие отвечает за логическое мышление. Правое служит пусковым механизмом для процессов, которые помогают подлинно выразить чувства и переживания с помощью искусства и творчества.

Занятия арт-терапией с детьми позволяют синхронизировать работу обоих полушарий.

И в итоге совместная работа полушарий мозга будет направлена на то, чтобы осознать и исправить внутренние проблемы, страхи, комплексы и другие отклонения в психологическом равновесии.

Детская арт-терапия применяется для достижения следующих целей:

  1. Диагностировать психологические проблемы ребёнка.
  2. Наименее безболезненным способом вывести наружу подавленные эмоции, чувства и мысли.
  3. Усилить эффективность осуществляемой психотерапии.
  4. Научить ребёнка концентрироваться на ощущениях и чувствах.
  5. Облегчить процесс установления контакта с ровесниками и окружающими людьми.
  6. Развить творческие способности.
  7. Развить навык самоконтроля.
  8. Повысить самооценку.

Арт терапия в работе с детьми

В современном мире детская арт-терапии применяется не только психологами. Во многих детских садах и школах этот метод психологической помощи применяется как часть методической программы для развития ребёнка и формирования его личности.

Стоит помнить, что при работе с агрессивными детьми могут возникать некие трудности: ребёнок может проказничать, ломать что-то, рвать. Однако это вовсе не значит, что арт-терапия не сможет им помочь.

Просто агрессия требует немного больше времени для коррекции.

Разновидности арт-терапии

Благодаря своему активному развитию, методы арт-терапии для детей сумели охватить практически все аспекты искусства и деятельности, имеющей отношения к творчеству. Большая их часть применима для детей разных возрастов. Главное, правильно применить ту или иную технику в зависимости от возраста детей.

На сегодняшний день широкое распространение получили следующие виды арт-терапии:

  1. Изотерапия.
  2. Цветотерапия.
  3. Библиотерапия.
  4. Данс-терапия.
  5. Музыкотерапия.
  6. Терапия с использованием ткани.
  7. Драматерапия и др.

Обилие видов арт-терапии подтверждает то, что лечение искусством необычайно универсально и результативно.

Изотерапия

Изотерапия направлена на то, чтобы помочь ребёнку показать свои настоящие эмоции и чувства, побороть страх или познать что-то новое. Во время изотерапии взрослый просит ребёнка создать рисунок на заданную или свободную тему. Специалист внимательно следит за за тем, что рисует ребёнок и какие эмоции он испытывает в этот момент. После рисования ребёнок описывает, что он изобразил.

Изотерапия — тест «Моя семья»

Монотипия

Монотипия – техника рисования с помощью отпечатков. Для её исполнения понадобятся краски (акварель или жидкая гуашь), чернила, тушь и гладкая поверхность, которая не впитает в себя краску. В качестве такой поверхности могут быть использованы пластиковые предметы, линолеум, бумага с плотной глянцевой поверхностью.

Монотипия – « история одного отпечатка»

На поверхность наносится рисунок из пятен, линий или нечто иного. После этого к рисунку прикладывают лист бумаги. В результате получается зеркальный отпечаток рисунка. Лист бумаги с отпечатком дают ребёнку. Его задача – описать те образы, которые он увидел на отпечатке.

Каракули

Его этого упражнения очень проста – ребёнку даётся лист бумаги и фломастер, ручка или краски, карандаши. Задача малыша – не думая о конечном результате, сотворить на листе клубки линий.

Уже после того, как линии сплелись в свой причудливый узор, ребёнок рассматривает то, что получилось, описывает увиденные им образы.

На этой стадии можно дополнить свою работу, уточнив контуры, образы или заштриховать в какие-то участки.

Песочница

Песочная терапия в детском саду – широко распространённая методика. Для её применения достаточно иметь ящик с песком или же полноценную песочницу.

Дети младшего дошкольного возраста учатся тактильным ощущениям, самовыражению и раскрепощаются посредством лепки различных фигур из песка или же рисования с использованием как сухого, так и мокрого песка. Результаты игры с песком нельзя интерпретировать.

Воспитателю нужно наблюдать за процессом, а не руководить им. У ребёнка происходит высвобождение подавленной энергии, что позволяет трансформировать её и направить на развитие и обучение.

Песочная терапия в детском саду

Музыкотерапия

Ни для кого не секрет, что музыка оказывает на человека невероятно сильное влияние. Музыкотерапия помогает повысить работоспособность подрастающего человека, снимает стресс и развивает творческие способности.

Наиболее часто используемые упражнения – хлопки и постукивание в ритм музыки, прослушивание музыкальных произведений, а также игра на различных инструментах.

Музыкотерапия ориентирует педагога и детей на взаимное сотрудничество, на интеграцию различных видов деятельности.

Танцевальная терапия

Терапия с помощью танца – групповая арт-терапия с детьми, которая направлена на борьбу с комплексами и помощь в установке социальных контактов. Применение этого вида арт-терапии по рекомендации психотерапевта позволяет побороть комплексы и научиться выражать свои эмоции и переживания посредством движений тела.

Танцевальная терапия с детьми

Сказки

С дошкольниками можно эффективно работать, используя сказкотерапию, преследуя терапевтическую коррекционную цель. Суть этой техники состоит в том, что с детьми в виде сказок проигрываются различные ситуации из повседневной жизни. На сегодняшний день психологи и психотерапевты могут применять в своей работе следующие разновидности сказок:

  • Психокоррекционная сказка. В таких сказках освещается конкретная проблема, которая гложет малыша. Выполняя эту задачу, важно помнить, что ситуация в сказке не должна полностью совпадать с историей ребёнка. В ходе рассказа ребёнку необходимо принимать решения или делать выбор. Это и поможет решить существующую проблему.
  • Авторская художественная сказка. Этот вид сказки может высветить самые различные проблемы и вопросы. Таковым может быть проблема воровства или же отношений с родителями и многое другое.
  • Сказки о превращении. Наиболее распространённым направлением применения этой разновидности сказок является коррекция деткой самооценки.
  • Сказки-страшилки. Психологами они используются для того, чтобы оказать сопротивление боязням, фобиям, детским страхам. Рассказывать их необходимо с протяжной интонацией и «страшным» голосом. Стоит помнить, что конец такой сказки должен быть смешным.

Сказкотерапия подходит и маленьким, и взрослым

Игротерапия

Терапия играми используется для того, чтобы усилить прогресс личностного развития малыша, убрав его трудности социального и психологического характера. Посредством работы с игрушками ребёнок создаёт модель ситуации, выражает свои глубинные переживания относительно этой ситуации и находит из неё выход.

Арт-терапия для подростков

Подростковый возраст является одним из сложнейших периодов в становлении личности человека. В пору полового созревания могут появиться и получить своё продолжение многие проблемы психического или психофизического характера. Именно поэтому психологи рекомендуют уделять этой возрастной категории детей усиленное внимание и работать с ними интенсивнее.

Арт-терапия для подростков

Значение арт-терапии для подросткового возраста

Для того чтобы сохранить и укрепить психическое здоровье подростка, рекомендуется использовать гибкие методики терапии.

Применять арт-терапию для подростков с девиантным поведением необходимо, поскольку её методики максимально соответствуют понятию гибкости.

Например, при помощи раскрашивания можно успокоить нервы, а поделки снизят уровень агрессиии и помогут отпустить тревожную для ребёнка ситуацию.

С помощью предложенных специалистами методик и упражнений можно повысить самооценку, избавить подростка от негативных мыслей и эмоций, побороть комплексы, стресс и фобии, укрепить память и развить мыслительные процессы.

Формы работы с подростками

На сегодняшний день известны две формы арт-терапии в работе с подростками:

  • индивидуальная;
  • групповая.

Как показывает практика, групповые виды упражнений оказываются более полезными и результативными, чем индивидуальные занятия. Групповая арт-терапия для детей и подростков обладает следующими преимуществами:

  1. Развивает умение слушать окружающих.
  2. Развивает способность оказать поддержку.
  3. Помогает совместно решать проблемы коллектива.
  4. Помогает сформировать положительный семейный опыт.
  5. Даёт возможность подростку ощутить свою независимость.

Правильно применённые методы и техники арт-терапии позволяют гарантировать такие процессы, как принятие себя и своей индивидуальности, развитие творческих способностей и развитие многих полезных социальных навыков.

Арт-терапия детей и подростков

Современная арт-терапия может быть использована в качестве профилактики подростковой депрессии, которая достаточно опасна при становлении личности человека.

Упражнения для групповой работы

Для устранения у подростков депрессии и прочих проблем используются различные упражнения. Из этого разнообразия можно выделить упражнения, которые пользуются наибольшей популярностью, и, соответственно, приводят к хорошим результатам.

Сотворение мира

Задача каждого участника группы – придумать свой мир, страну или государство и изобразить его на бумаге. После того как все рисунки будут закончены, необходимо презентовать свой рисунок. В презентацию мира входят:

  1. Описание населения.
  2. Описание деятельности населения.
  3. Описание традиций и культуры.
  4. Представление законодательной базы.
  5. Изображение герба и флага.

Настроение

Подросткам в группе необходимо нарисовать то настроение, в котором они пребывают в данный момент времени. Руководитель следит за тем, что изображает каждый участник группы. Если на рисунке изображено что-то негативное, то ведущий просит взять ещё один лист и нарисовать то, что могло бы исправить ситуацию. Когда все рисунки выполнены, группа занимается их совместным обсуждением.

Арт-терапия и настроение

Моё любимое животное

Участники группы должны изобразить себя в виде того животного, которое они любят больше всего. Когда рисунки закончены, их показывают остальным участникам группы, интерпреитируют, описывают. Ведётся обсуждение.

Заключение

Арт терапия – современное направление в психологии, которое позволяет решить большую часть существующих проблем детей и подростков. Одной из таких проблем может быть невроз.

Широкое разнообразие упражнений арт-терапии позволяет использовать их и в детсадах, и в школах, дома.

А также этот вид психологической коррекции может быть элементом программы, которую использует детский летний лагерь.

На сегодняшний день существует множество различных упражнений для детей разных возрастов. В некоторых странах для поддержания психического здоровья детей арт-терапия обязательно должна сопровождать процесс обучения.

Источник: https://psyhoday.ru/stress/art-terapiya-dlya-detej.html

Самые эффективные упражнения арт-терапии

17 упражнений по арттерапии

Арт-терапия является новым метод психотерапии в котором для лечения и психокоррекции используются различные как творческие (фотография,книги,музыка,кино,актерское мастерство, создание и сочинение историй и.т.д) ,так и художественные приемы (рисование,лепка,скульптура,композиция).

Арт терапия в игровой форме и простых упражнениях одновременно диагнастирует физическое и душевное состояние человека и лечит на обоих уровнях ,так как большинство болезней имеет психосоматический характер. С помощью самовыражения по средствам фантазии и творчества происходит высвобождение страхов и душевных переживаний.

За счет этого и происходит излечение от страхов,робости и зажатости, а так же недостатками коммуникабельности.

Техник и видов в арт-терапии существует очень большое колличество, но все их объединяет возможность посмотреть на свое творчество как в зеркало.

При этом абсолютно не имеет значения танцуете вы или рисуете, лепите или фотографируете, пишите стихи или сочиняете сказки, ваше творчество будет отражаться именно таким каким вы и являетесь на данный момент времени.

Лейтмотивом всех упражнеий и заданий будут являться ощущения,состояние и чувства. Каждое упражнение снимает маски и зажимы, возвращает к сути и первопричинам.

Арт-терапия в упражнения для детей – это

  • – знакомство со своим внутренним «я» формирование представления о себе, как о личности;
  • – создание позитивного восприятия мира ;
  • – обучение выражению своих эмоций и чувств;
  • – снятие душевного и эмоционального напряжения;
  • – развитие мелкой моторики,

Арт-терапия бореться с проблеммами:

  • – социальной адаптации
  • – проблемой агрисивного поведения
  • – Невроз, логоневроз
  • – Нарушенное поведение
  • – капризы и истерики
  • – Страхи, ночные кошмары
  • – Решение проблемм в семье
  • – Развитие мелкой моторики
  • – Коррекция развития детей-инвалидов, детей с ДЦП, ОВЗ, аутизмом, синдромом Дауна
  • – Плаксивость
  • – Энурез
  • – Проблемы с речью
  • – Задержка умственного развития

Расходные материалы для упражнений подбираются психотерапевтом в зависимости от того, какие задачи призвана решать арт-терапия в каждом конкретном случае. При выборе упражнений очень большую роль имеет возраст пациентов, а также его физическое и психологическое состояние.

Для художественной арт-терапии понадобятся краски, акварель,гуашь,цветные ручки,карандаши, фломастеры— всё это поможет выразить свои переживания на холсте.

Выбор материалов для упражнений с элементами арт-терапии не ограничен. Используйте всё, что считаете нужным. Это могут быть фотографии, старые открытки, природные материалы, ткани, фурнитура и даже крупы.

Психотерапевт во время выполнения упражнений выступает в роли консультанта касательно творческого процесса, материалов и техник, но он ни в коем случае не влияет на создание работы и её толкование.

Упражнение Тучки для малышей

Арт-терапияв возрасте 3-4 лет помогает детишкам познавать мир, изучать свойства предметов и веществ, а так же развивать мелкую моторику. Для этого упражнения нужны только пальчики ребенка,каша, крем или вообще пена для бритья.

На рабочую поверхность выдавите пену для бритья или кашу и предложите ребенку порисовать добавив при этом краски цвета того неба какого хочет видеть ребенок. И пусть малыш своими ручками нарисует свое небо.

Упражнение арт-терапии “Отпечатки”

Для этого упражнения вам понадобятся акварельные краски и пальчики. Обмакните пальчики крохи и пусть он своими отпечатками на бумаге рисует ведь одними только детским пальчиком можно столько всего нарисовать.

Дошкольнику или младшему школьнику можно предложить, когда краска подсохнет карандашом или фломастером дорисовать отпечатки.

Автопортрет

Примерно в 3 года ребёнок начинает осознавать себя, как отдельную личность. Уже в этом возрасте можно начинать пробовать анализировать его эмоциональное состояние с помощью автопортрета.

Попросите кроху нарисовать себя таким, каким он себя видит. Развивая тему дальше, пусть малыш изобразить всех членов своей семьи. Вы можете узнать из такого рисунка очень много о том, какое место в жизни ребёнка занимают родные и как он относится к каждому из них.

Упражнение Зёрнышки для курочки

Для детей страдающих синдромом Дауна есть очень хорошие упражнения навправленное на развитие мелкой моторики. Чтобы помочь им развить ладонный, щепоточный и пинцетный захваты, можно использовать следующие упражнения.

Покажите ребёнку, как на горизонтально расположенном листе бумаги фломастером или карандашом оставлять точечный след. Как- будто вы рассыпаете зёрнышки. Пусть малыш попытается повторить ваши манипуляции, удерживая карандаш правильно.

Идёт дождик

Пусть кроха учится проводить вертикальные линии на горизонтальной поверхности.

Солнечные лучики

Усложняем задачу. Проводим линии в разных направлениях.

Зайчик прыгает по травке

Малыш рисует на вертикальной поверхности линии сверху вниз и снизу вверх.

Варим кашу для зверющек

Круговыми движениями кисти рисуем каракули на бумаге (на горизонтальной и вертикальной поверхности), словно помешиваем кашу.

Следы по снегу

Учимся рисовать кисточкой способом примакивания. Кисть при этом располагается плашмя.

Салют

Используем для рисования способ касания, располагая кисточку вертикально.

Упражнение «Цветок»

Цель этого упражнения в развитии воображения и снятие психоэмоционального напряжения.Предложите ребёнку представить прекрасный цветок в мельчайших подробностях включая от цвета и его окружения заканчивая настроением цветка и его проблемами.

А теперь пусть ребенок нарисует и сочинит историю об этом цветке.

Примечание: важно закончитьэто упражнение на положительном настрое, если ребёнок сочинил грустную историю или у его цветка плохое настроение, то можно предложить изменить рисунок или историю так, чтобы настроение стало хорошим.

Упражнение с родителями

Конфликтные ситуации возникающие в отношениях родителей с детьми далеко не редкость. Совместные занятия арт-терапией способны восстановить взаимопонимание в семье, помочь понять друг друга и простить.

Работа с творческим мусором

Соберите по дому всё, что давно утратило для вас ценность это могут быть старые газеты и журналы, открытки и календари, скрепки, булавки, фантики, высохшие фломастеры и т.п.

Разложите перед собой, и пусть каждый член семьи отберёт предметы, ассоциирующиеся у него с прошлым опытом, который ему хотелось бы забыть и отпустить. Из отобранных безделушек составьте общую композицию.

При этом, не забывая вслух расписывать свою нелюбовь к тому или иному предмету при этом благодарить каждую вещицужизненные уроки и бесценный опыт.Вместе посмотрите на свои шедевры и потом сожгите.

Индивидуальное рисование

Работа в группах. Арт-терапией можно заниматься как индивидуально , так и находясь в группе. Групповые упражнения позволяют специалисту рассматривать проблемы с разных точек зрения и найти наиболее правильный и лучший вариант её решения.

Рисование с партнёром

Это упржнение направленное на раскрытие межличностых взаимоотношений. Члены всей группы делятся между собой на пары.

Большой лист бумаги располагается на столе между парами и каждый, предварительно посмотрев в глаза напарника, начинает рисовать.

В этом упражнении происходит общение с помощью линий, цветов и форм в котором нужно постараться узнать что-нибудь о своём партнёре. После нужно поделиться любыми эмоциямии, ощущениями и асоциацией вызванные рисунком партнера.

Источник: https://agatamed.ru/o-metodah/samye-effektivnye-uprazhneniya-art-terapii/

10 простых методов арт-терапии, как снять стресс, повысить самооценку, развить творческие способности

17 упражнений по арттерапии

Арт-терапия – одна из форм психотерапии, основанная на творчестве и самовыражении. Подход используется как средство для снятия стресса, повышения самооценки и осознанности, а также для посттравматического восстановления.

Большинство других форм терапии использует вербальный язык для выражения чувств и преодоления личных преград. В отличие от них, арт-терапия допускает более абстрактные формы общения.

Эта тактика подразумевает выражение элементов подсознания, для озвучивания которых, возможно, пока нет готовности либо способности.

Вам не нужно быть художником, чтобы воспользоваться арт-терапией. На самом деле, большинство упражнений опирается не на конечный результат, который вы создадите, а на терапевтический эффект от самого ритуала творческого процесса. Если вас заинтриговала возможность релаксации через художественное воображение, то этот комплект методов для вас.

Мы предлагаем рассмотреть 10 простых способов, которые помогут вам исследовать своё внутреннее «Я». Не все они могут оказаться пригодными конкретно для вас, но хотя бы один из этих методов по своей полезности станет художественным эквивалентом продолжительно приёма тёплой, ароматной ванны.

1. Открытка своими руками, которую вы никому не отправите

Если вы испытываете чувства к кому-либо, в которых не готовы признаться, если вы сердитесь, но знаете, что лучше сдержаться от гневных высказываний, попробуйте в подробностях это расписать.

Само написание текста несёт терапевтический эффект, а проектирование открытки его усиливает и активирует различные участки мозга.

Когда закончите, запечатайте письмо, подпишите и отправьте в мусорную корзину (или задвиньте в дальний ящик стола), если вы его найдёте, послание потеряет часть своей силы.

2. Нарисуйте картину и создайте коллаж

Нарисуйте картину на бумаге или картоне, когда закончите, разрежьте ёе на части или разорвите. Затем используйте кусочки в качестве составляющих элементов для нового произведения искусства – коллажа.

Посмотрите, как ваше оригинальное творение превращается в нечто новое, интересное, непредсказуемое.

Это упражнение указывает на непосредственную тесную связь между созиданием и разрушением, поощряет нас рисковать, подталкивает к креативу и в других аспектах жизни.

3. Постройте алтарь любимого человека

Вдохновитесь народным творчеством и создайте алтарь в честь отношений между вами и другим человеком, жив он или нет. Украсьте святыню фотографиями, письмами и реликвиями, напоминающими о временах, проведённых вместе, а также новыми арт-объектами, созданными вами в честь этих отношений.

Используйте всё, что может стать художественным материалом, от подарков до конфетных обёрток, если вы знаете, что это ЕГО любимые конфеты.

Сооружение такого алтаря другому лицу пробуждает воспоминания и служит физическим проявлением отношений, что может обеспечить душевный комфорт в сложные времена.

4. Рисуйте в полной темноте

Большая часть напряжения, от которого мы страдаем, занимаясь творчеством, прибывает из критики и суждений, кажущихся неизбежными на каждом шагу.

Попытайтесь создать произведение искусства в полной темноте, чтобы освободиться от того внутреннего критикана-искусствоведа, который обитает в вашей голове. (Представьте себе это как слепой контурный рисунок.

) Вы вдруг освобождаетесь для создания линий, фигур и узоров. Включив свет, скорее всего, изображение вас удивит.

5. Раскрасьте своё физическое состояние

Лягте и закрой глаза. Представьте своё тело, как вы дышите. Попробуйте представить себе цвет воздуха, который вы вдыхаете и тот, что выдыхаете.

Что вы видите? Нарисуйте контур своего тела на большом листе бумаги и закрасьте его акварелью, основываясь на физическом состоянии.

Подумайте о том, что эти цвета значат для вас, где они сконцентрированы больше и где меньше. Это ваш самый релаксирующий автопортрет.

6. Зентангл (Zentangle): рисование-медитация

Зентангл (дзен-тэнгл, дзен-тангл, дзен-тэнглинг, дзен-танглинг) – это метод рисования придуманный Риком Робертсом и Марией Томас. Его разработали, чтобы сделать рисунок медитативным и доступным для всех.

Технике можно обучиться у знающего специалиста либо освоить самостоятельно. Для этого вам потребуется лист бумаги, в оригинале квадрат со стороной 9 см, по краям которого вы карандашом от руки нарисуете границу, можно неровную.

Внутри получившейся области рисуют линии, так называемые «строки».

Теперь переключитесь на ручку и начинайте выводить серию паттернов или повторяющихся узоров вокруг «строки». Вот вы и нарисовали зентангл. Процесс предназначен для стимулирования ритуала творения и оставляет место для человеческих ошибок – стирать ничего нельзя, таковы правила.

Традиционно зентангл чёрно-белого цвета, но многие одобряют и эксперименты с цветностью. Весь процесс должен занять не более 15 минут, его можно повторять всякий раз, когда вам того захочется.

Держите под рукой 9-сантиметровые квадратики, чтобы при вдохновении вы могли их заполнить абстрактными рисунками.

7. Позвольте себе

Подумайте о социальном и самоналоженном давлении, которое вы испытываете изо дня в день, о личных чертах характера, которые считаете недостатками, о промахах, в которых вы видите свои ошибки.

Выберите одну из таких вещей и в декоративных деталях позвольте её себе. Если обернуть неудачу в достижение, можно свести к минимуму чувство нелюбви к себе, что способствует достижению более важных целей.

Помните, что это художественный проект, поэтому сделайте его красивым.

8. «Напишите» стихотворение-коллаж

Не считаете себя поэтом? Тогда пусть кто-то другой сделает самое сложное, напишет слова, а вы подберёте себе материал из старых книг, журналов, газет или даже писем.

Вырежьте слова, которые выскакивают перед вами или вдохновляют вас. Складывайте их в композиции, как если бы вы составляли визуальный коллаж. У вас с самого начала может быть задумана тема или сюжет.

Либо просто начните работать и увидите, куда приведёт вас такой словесный коллаж.

9. Создайте свой уникальный инструмент для рисования

Вместо того, чтобы долго рисовать картины, почему бы не сосредоточиться на разработке альтернативной самодельной кисти? Вы можете изготовить оставляющий отметины инструмент, практически из чего угодно: будь то ряд зубочисток, приклеенных к картонной основе, или самодельная кисть из помпонов и пряжи. Когда вы, наконец, сделаете себе новый прибор для рисования, то частично откажитесь от контроля над художеством, которое, конечно, само по себе также является произведением искусства.

10. Сделайте коробку прощения

Если есть такой человек – включая самого себя, – к которому вы больше не хотите питать негативных эмоций, попробуйте сделать для него коробку прощения.

Украсьте её успокаивающими изображениями и словами, которые могут характеризовать человека либо соответствовать желаемому внутреннему состоянию.

Вы можете написать на листке бумаги, как его зовут, и положить в эту коробку, при необходимости, имя можно удалить либо заменить. Акт создания коробки будет содействовать приятным воспоминаниям о том, для кого она предназначена.

По материалам huffingtonpost.com

Источник: https://cameralabs.org/7400-10-prostykh-metodov-art-terapii-kak-snyat-stress-povysit-samootsenku-razvit-tvorcheskie-sposobnosti

Арт-терапия. Упражнения для души | Цветы жизни

17 упражнений по арттерапии

В прошлой статье мы рассмотрели что-такое арт-терапия, ее основные принципы и виды. Как и с помощью чего она оказывает помощь взрослым и детям и зачем вообще нужна.

Сегодня приглашаю к продолжению разговора.

Психолог и арт-терапевт Анна Кутявина предложит нашему с вами вниманию конкретные упражнения, которые мы можем выполнить самостоятельно в домашних условиях и достичь при этом желаемого эффекта.

Здравствуйте, дорогие читатели!

Не столь давно мы с вами на страницах блога знакомились с понятием арт-терапии. Сейчас же давайте попробуем это направление в буквальном смысле «на вкус».

Арт-терапия – лечение с помощью средств искусства. В процессе терапии психолог предлагает клиенту создать собственное произведение – нарисовать, написать, слепить, сыграть, склеить и т.д.

Задачи, с которыми приходят к арт-терапевту

Арт-терапия эффективно работает со многими запросами клиентов. Она сильна в:

  • терапии потерь;
  • лечении проблем в отношениях между супругами, родителями и детьми;
  • решении многих детских проблем (тревожность, страхи, нарушения поведения и т.д.);
  • вопросах повышения самооценки, уверенности в себе;
  • и самое главное: арт-терапия как, наверное, ни одно из других направлений психотерапии, способствует раскрытию творческого потенциала человека, нахождению его призвания, предназначения, собственного места под солнцем. Помогает найти ответы на вечные вопросы души и обрести истинное счастье. Конечно же, не по мановению волшебной палочки, но как следствие глубокой творческой работы над собой.

А сейчас я хочу поделиться с вами интересными и действенными техниками, которые использую в индивидуальной работе, а также на тренингах. Хотите попробовать на себе чудеса творческого преображения?

Арт-терапевтическое упражнение «Карта счастья»

Цель: развитие чувственности, осознанности, понимания своего пути.

Продолжительность — 15 минут.

Необходимые материалы: бумага А3 (1 лист), краски, кисточка.

Алгоритм выполнения:

Возьмите бумагу и краски. На мгновение закройте глаза. Представьте себе вашу счастливую жизнь. Что необходимо изменить, внедрить, попробовать, чтобы к ней прийти?

Выберите в списке привычек для счастья 3 самых созвучных вам, или придумайте свои. Зарисуйте их в виде картинок на листе. В центре нарисуйте счастье – такое, каким вы себе его представляете, в любом образе.

         Привычки для счастья: регулярная физическая активность, творческое и духовное развитие, интеллектуальная деятельность, занятие благотворительностью и добрыми делами, отдых с близкими и дорогими людьми, похвала самим себе и дарение приятных сюрпризов самому себе.

Соедините все картинки на листе между собой, чтобы получилась карта.

Когда завершите работу, посмотрите на нее внимательно. Ответьте себе на вопросы:

  • Нравится ли вам ваше творение?
  • Что вы чувствуете, когда смотрите на свое творение?
  • Если бы карта могла говорить, что бы она вам сказала?
  • Какую привычку вы начнете внедрять прямо сегодня? Сделайте это!

Сказкотерапевтическое упражнение «Я все могу» 

Цель: поиск собственного жизненного пути и ресурсов для движения и поиска.

Продолжительность – 10-15 минут.

Необходимые материалы: ручка, лист бумаги А4.

Арт-терапевтическое упражнение «Заправка»

Цель: поиск внутренних ресурсов самосовершенствования и развития, позитивное подкрепление в период упадка сил.

Продолжительность — 25 минут.

Необходимые материалы: пластилин,  лист А-4, тетрадь и ручка.

Коллаж «Моя яркая, интересная жизнь»

Цель: взгляд со стороны на свои достижения, ресурсы и перспективы. Поиск путей самосовершенствования и улучшения качества жизни.

Продолжительность – 30 минут.

Необходимые материалы: ватман, два-три журнала, ножницы, ручки, карандаши или краски с кисточкой, клей.

Арт-упражнение «Рисунок «Что я чувствую?»

Цель: знакомство с собственными чувствами и эмоциями, нахождения контакта между внутренним миром и внешними обстоятельствами.

Продолжительность – 15-20 минут.

Необходимые материалы: лист А4, кисти и краски.

Арт-упражнение  «Река жизни»

Цель: поиск ресурсов для изменений, саморазвития, личностного роста, анализ жизненных ценностей и достижений, гармонизация состояния.

Продолжительность – 20 минут.

Необходимые материалы: поднос, стакан манки.

ovdmitjb

Add comment